Формирование основ идеологии белорусского государства. Предмет и методология анализа идеологии белорусского государства

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Тема 3. Формирование основ идеологии белорусского государства.

1. Предмет и методология анализа идеологии белорусского государства.

2.    Становление и развитие государственности на белорусских землях.

1. Предмет и методология анализа идеологии белорусского государства.

Предметом анализа основ идеологии белорусского государства является государственная идеология – это составляющая основу деятельности государства относительно целостная совокупность идей, ценностей, норм и представлений, в которых данный народ (в нашем случае белорусский) осознаёт себя как общность, своё положение и место в окружающем мире, выражает смысл своего исторического бытия, свои потребности и интересы как единого целого, оправдывает свои социально-политические цели и устремления, и обосновывает пути и средства их реализации с помощью государственной власти.

Понимаемая   таким образом государственная идеология является атрибутом любого национального государства как социального субъекта. Государственная идеология – это форма выражения самосознания нации. Таким образом, государственная идеология такой же неотъемлемый признак государства, как суверенитет, территория, власть, право. С утратой данного признака государство утрачивает свою субъектность и прекращает своё существование в качестве политически организованного сообщества. Разрушение идеологии означает разрушение самого государства. Например:  СССР разрушался под лозунгом деидеологизации (а на самом деле произошла замена одной идеологии на другую).

Государство, будучи формой самоорганизации нации (народа), с момента своего возникновения становится носителем идеологии данного народа. Поэтому, во всех странах мира как общество в целом, так и государство имеют в основе своей деятельности определённые идеологические принципы и ориентиры, или базовые ценности и идеи.

В отличие от партийной, государственная идеология имеет особенности:

1. Она почти не содержит в себе утопических планов будущего социально-политического устройства и не представляет собой детально разработанной, выдуманной в кабинете, навязываемой сверх программы жизни. Поэтому она требует постоянной научной конкретизации и постоянно проверяется действительностью.

2. Государственная идеология едина для всех составляющих общество индивидов и институтов, начиная от рядового обывателя и завершая правительством, т.к. государственная идеология – это область согласия данного общества относительно представлений о самом себе. Совпадение базовых идей правящего в данный момент правительства с фундаментальными ценностями, разделяемыми данным обществом является условием гражданского и национального согласия в стране, признаком благополучия народа. Так, например: обстоит дело в странах, которые принято называть демократическими и цивилизованными, где одна правительственная партия сменяет другую, но ни одна из них не покушается на «базовые ценности» данного общества. Если же политическая сила предпримет попытку такого покушения, то она неизбежно утрачивает статус общенародной и, как правило, самим народом устраняется с политической арены.

3. Хорошо сформулированная государственная идеология  является условием эффективности развития общества, его стабильности и прочности, т.к. она призвана мобилизовать граждан на достижение общественно значимых целей. Разрушение государственной идеологии означает разрушение и самого государства. Это происходит потому, что нациями не рождаются, а становятся в процессе исторического развития социальной общности. И свою жизнеспособность доказывают лишь те сообщества людей, которые способны осознать, выразить и постоянно обновлять исторический смысл своего бытия (национальное сознание народа).

4. Государственная идеология, будучи формой выражения самосознания народа, есть конкретно-исторический феномен, её содержание формируется и развивается одновременно со становлением и развитием самой нации. И это означает, что от эпохи к эпохе государственная идеология изменяет свои формы, обогащает содержание, формирует новые приоритеты в устремлениях народа с учётом достигнутых результатов его развития и произошедших изменений в условиях его жизнедеятельности. Но при этом в содержании государственной идеологии сохраняются базовые идеи как генетическая основа, отражающие смысл исторического существования, душевный склад и национальный характер данного народа. Утрата  же народом по каким-либо причинам своих базовых ценностей или замена смыслообразующими ценностями другого народа (например – язык) –   это признак вырождения национальной идентичности данной общности или её ассимиляции с другой национальной общностью (например: белорусизация, русификация, полонизация, вестернизация). Таким образом, не существует государственно оформленных сообществ

Похожие материалы

Информация о работе