Понятие политической организации общества в её соотношении с демократической формой власти, страница 3

Такой анализ взаимодействия государства и гражданского общества по-новому ставит вопрос о поле действия государства и гражданского общества, об их соотношении. Гражданское общество как единство многообразных экономических, духовно-нравственных, религиозных, национальных и иных отношений более всего нуждается в правовом государстве. Ибо только правовое регулирование отношений в обществе способно ограничить сферу влияния государства на функционирование элементов гражданского общества как независимых источников инициатив. Они выступают противовесом системе государственной власти и активизируют творческий потенциал людей. Государство, таким образом, играет роль социального регулятора, определяя нормы и границы автономии гражданского общества.

Однако регулятивная функция государства должна иметь чётко ограниченные пределы. Гражданская формула развития гражданского общества предвосхитила ту проблему, которая оказалась в центре дискуссий о гражданском обществе в 70-80 гг. прошлого столетия. Суть её в той беспрецедентной экспансии государства в сферу частной жизни граждан, в сферу гражданского общества, которая произошла практически по всему региону развитых стран. В связи с этим рассмотрим точку зрения на гражданское общество и государство двух крупнейших философов XIX века: В.Ф. Гегеля и К. Маркса.

Гегель считал, что социальная дифференциация и многообразие интересов взаимодействующих индивидов и групп основаны на частной собственности и разрешаются лишь в условиях функционирования гражданского права. В этом обществе каждый свободный человек – для себя цель, другие для него – ничто. Поэтому, стремясь осуществить свою цель, человек способствует реализации всеобщей цели, которая, в свою очередь, помогает достижению цели личности. А для согласования многообразных интересов требуется высший арбитр в лице государства, ибо последнее, по мнению Гегеля, выражает всеобщий интерес. Общество становится «гражданским» в силу того, что оно управляется государством. При этом Гегель не отождествляет гражданское общество и государство, но и не противопоставляет их друг другу. Для него это единое социально - политическое явление,  в котором несовершенство и ограниченность человеческих интересов и отношений в гражданском обществе снимаются посредством государства, представляющего «царство реализованной свободы». (Гегель Г. Философия права. – М.-Л., - 1934. С. 31.).

Иная точка зрения на гражданское общество и государство у К. Маркса. Рассматриваемая вслед за Гегелем гражданское общество как исторический феномен, К. Маркс уже в «Критике Гегелевской философии права» пришёл к убеждению, что не государство, изображаемое Гегелем «венцом всего здания», а гражданское общество является той областью, в которой следует искать ключ к пониманию процесса исторического развития человечества.

В анализе Маркса диалектическое взаимодействие гражданского общество и государства в истории завершится гармонизацией частных и общественных интересов индивидов и социума. Её осуществление Маркс переносил в неопределённое будущее, «синхронизируя» преодоление (буржуазного) гражданского общества с исчезновением государства как такового  (а стало быть, и политики, и власти). А в буржуазном же обществе, по мысли Маркса, гармонизация отношений между гражданским обществом и государством невозможна в силу господства в нём особого типа личности, в котором происходит постоянное превращение буржуа в гражданина и наоборот. Поэтому неразвитость или сужение институтов гражданского общества, отсутствие правового разграничения его функций  и функций государства могут отбросить общество в прошлое  и привести к диктатуре. Эта идея Маркса имеет особую концептуальную ценность в современном российском обществе. Наличие формальных принципов демократии в условиях отсутствия надёжной правовой базы стало, как видим, реальной основой для разгула группового эгоизма, игры стихийных сил. В странах с аморфной социальной структурой, подобной современному российскому обществу, тотальное манипулирование общественным мнением с помощью ангажированных средств массовой информации создаёт благоприятные условия, которые могут быть использованы для становления нового тоталитаризма.