Заграждение и разминирование железных дорог, страница 3

                                 С=1,3ABR3,                                                  (7.2)

где С – масса заряда, кг

1,3 – коэффициент, учитывающий особую прочность кладки мостовых опор

A – коэффициент прочности материала  (приложение А, таблица А.2);

B – коэффициент забивки (приложение А, таблица А.3);

R – радиус разрушения, м (таблица7.1)

  Таблица 7.1 – Значения радиуса разрушения R для зарядов при подрывании   

                          мостовых опор по косому сечению

Характер размещения заряда

R,м

мост под один путь

мост под два пути

В рукаве, выделанном на 1/3а (толщины опоры)

0,8а

В нише

1,2а

1,2а

Если пролетное строение неразрезанное, т.е. перекрывает два пролета, то по косым сечениям разрушаются только те две опоры, на которые опираются концы пролетного строения. Средняя опора разрушается по горизонтальному сечению (по всей ее ширине), а заряды, облегчающие скручивание пролетного строения, размещаются на нижних (или верхних) поясах ферм над средней опорой (рисунок 7.7).

Подпись: Рисунок 7.7 – Подрывание металлического моста с неразрезанными пролетными строениями: а – вид сбоку; б – план(после подрывания); 1 – заряды для подрывания концевых опор по косым сечениям; 2 – заряды для подрывания поясов ферм; 3–3 – сечения подрыва средних опор по всей ширине в одном уровне

Рассмотренный метод разрушения больших пролетов создает наибольшие трудности при восстановительных работах. Обрушенные и скрученные пролетные строения требуют их предварительной разделки на куски, доступные для их уборки с оси моста. В опорах необходимо разобрать оставшуюся не разрушенной верхнюю часть, чтобы образовать горизонтальную площадку, для возведения временной опоры.

Если необходимо произвести частичное разрушение металлического моста, допускающего в последующем возможность его сравнительно быстрого восстановления, то разрушению подвергаются одно-два пролетных строения или одна-две опоры.

7.4.2 Мосты с пролетами 10–25 м

В мостах с пролетами длиной 10–25м (рисунок 7.8) пролетные строения чаще всего выполняются в виде сплошных балок двутаврового сечения и реже в виде решетчатых ферм с частой решеткой. В обоих случаях, как правило, с движением поверху.

Подпись: Рисунок 7.8 – Разрушение металлического моста с пролетами lпр =10–25 м:
а – мост с пролетными строениями со сплошной стенкой; б – мост с решетчатыми пролетными строениями; 1 – расположение зарядов в пролетных строениях; 2 – расположение зарядов в опорах; а – расстояние между центрами зарядов

Получить скручивание таких пролетных строений при их падении не удается. Поэтому с целью загромождения оси моста опоры необходимо разрушать, располагая заряды по горизонтальному сечению и так, чтобы опора была обрушена по всей ширине. Масса зарядов определяется по формуле: С=1,3 ABR, а число зарядов – исходя из их расположения в опоре (ниша, рукав)и расстояния между ними.

Расстояние между зарядами принимается равным двум радиусам разрушения: а = 2R.

При толщине промежуточных опор менее 2м разрушение опоры можно достичь применением удлиненного заряда, располагаемого в борозде по всей ширине опоры (рисунок 7.9).

Масса удлиненного заряда рас-считывается по формуле:

          С=0,65 ABR2L,            (7.3)

где С – масса заряда, кг

      A,B,R – по формуле (7.2)

           L – длина заряда ВВ, м

Однако удлиненные заряды, как правило, невыгодны, так как требуют большого расхода взрывчатых веществ.

Подпись: Рисунок 7.9 – Подрывание мостовой опоры удлиненным зарядом в борозде: а – толщина опоры в сечении заложения заряда; R – радиус разрушения; 1 – заряд ВВ; 2 – борозда


Пролетное строение в таких мостах приводится в негодность взрывом одного неконтактного заряда, расположенного между двумя параллельными балками (фермами) примерно на середине пролета (рисунок 7.10).

2

1

 
Масса зарядов в этих случаях определяется по формулам:

– при сплошных балках                

               С=20 R2                 (7.4)

– при решетчатых фермах

              С=30 R2                  (7.5)

где С – масса заряда, кг

Подпись: Рисунок 7.10 – Расположение неконтактного заряда при подрывании пролетных строений в мостах с ездой поверху: 1 – заряд ВВ; 2 – веревка (провод); R – радиус разрушения

R – радиус разрушения, м (при-нимается равным половине диагонали поперечного сечения пролетного строения или примерно 0,7 его ширины).

Взрыв этих зарядов не дает полного перебивания всех эле-ментов пролетного строения, а основные балки и пояса получают лишь значительный изгиб в продольном направлении и в них появляются выбоины и трещины. В результате все пролетное строение становится не пригодным к использованию и создает большие трудности при его удалении с оси моста.

7.4.3 Мосты с пролетами до 10 м

Пролеты длиной до 10м встречаются в однопролетных мостах, части средних и больших мостов, а также в эстакадах. Устои однопролетных мостов следует разрушать по горизонтальному сечению (рисунок 7.11) так, чтобы фундамент их был серьезно поврежден, а в теле прилегающей насыпи земляного полотна была образована значительная воронка. Оба эти обстоятельства вынудят противника увеличить длину пролета при восстановлении моста.

Подпись: Рисунок 7.11 – Разрушение металлического моста с пролетами lпр менее 10м: 1–1 – линия расположения зарядов

Если вторая (или обе) опоры промежуточные, то она разрушается в соответствии с рекомендациями, изложенными для разрушения опор при пролетах длиной 10–25м.

Короткое же пролетное строение в этом случае не может быть использовано, а поэтому и не разрушается, а обрушивается по оси моста.

Заряды в устоях (или за их обратной стенкой) располагаются так, чтобы радиус разрушения захватывал их фундамент. Выгодно, особенно при П-образном или Т-образном устое, применять один заряд в колодце за устоем и рассчитывать его одновременно на разрушение устоя и на образование воронки выброса в прилегающей насыпи. Масса заряда в этом случае определяется по формулам: С = 1,3 ABR и                C = kMh3, а затем принимается большая из полученных величин.

7.5 Ускоренное разрушение металлических мостов

К ускоренному разрушению металлических мостов прибегают в том случае, когда по условиям боевой обстановке не представляется возможность осуществлять их полное или частичное разрушение методами, рассмотренными выше (главным образом из-за отсутствия времени или по другим причинам). В этом случае применяют большие по виду открытые заряды, устанавливаемые в легко доступных местах, например, один сосредоточенный заряд, расположенный на железнодорожной платформе или на мостовом полотне в середине пролета или над промежуточной опорой (рисунок 7.12).

                                          2                  1

Рисунок 7.12 – Расположение зарядов при разрушении моста ускоренным способом: 1 – заряд ВВ на платформе над опорой; 2 – заряд ВВ на платформе в середине пролетного строения ; R – радиус разрушения

В первом случае пролетное строение обрушивается в русло реки. Масса заряда рассчитывается по формуле С=30 R2, в которой за радиус разрушения R принимается расстояние от центра заряда до наиболее удаленного пояса формы, подлежащего разрушению.

Во втором случае повреждаются и обрушиваются в русло реки, опирающиеся на опору два пролетных строения, а также частично разрушается сама опора. Масса заряда рассчитывается по той же формуле С = 30 R2, но радиус разрушения увеличивается на 2–3 м с целью частичного повреждения опоры.