Организационно-методический раздел дисциплины "Экономика и управление на предприятии", страница 4

-  причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы) – инструмент выявления существенных факторов (причин), влияющих на конечный результат (следствие);

-  контрольные карты – инструмент для отслеживания хода протекания процесса и воздействия на процесс.

Источники литературы: [2, 3, 5, 12, 19].

Самостоятельная работа студентов:

-  углубленная проработка вопросов, связанных со всеми основными инструментами контроля;

-  работа с контрольными картами.

Вопросы для самопроверки:

-  контрольный листок и гистограмма в контроле качества. Примеры;

-  диаграмма разброса и метод статификации в контроле качества. Примеры;

-  диаграмма Парето в контроле качества. Пример;

-  причинно-следственная диаграмма. Пример;

-  контрольные карты среднего n размаха. Пример.

Тема 6. Статистика, оптимизация и операционный анализ в управлении качеством (данный раздел прямо не связан со статистикой (заключением матрицы приоритетов) и включен программу для целостности инструментов качества).

Семь основных инструментов управления качеством как инструментов работы с данными нечисловой природы:

-  диаграмма сродства – инструмент выявления основных нарушений процесса путем объединения сродственных устных данных;

-  диаграмма связей – инструмент выявления логических связей между основной идеей или различными данными;

-  древовидная диаграмма – инструмент, обеспечивающий систематический путь разрешения существующей проблемы, или удовлетворения нужд приобретателей, представленных на различных уровнях;

-  матричная диаграмма – инструмент, выявляющий важность различных связей;

-  стрелочная диаграмма – инструмент планирования оптимальных сроков выполнения всех необходимых работ;

-  диаграмма процесса осуществления программы PDPC – инструмент для оценки сроков и целесообразности проведения работ в соответствии со стрелочной диаграммой;

-  матрица приоритетов – инструмент для обработки большого количества числовых данных.

Источники литературы: [3].

Самостоятельная работа студентов:

-  углубленная проработка инструментов управления качеством.

Вопросы для самопроверки:

-  диаграммы сродства и связей. Пример;

-  древовидная и матричная диаграммы. Примеры;

-  стрелочная диаграмма и диаграмма процесса осуществления программы. Примеры;

-  матрица приоритетов. Пример.

Тема 7. Статистика в планировании эксперимента.

Сложность и высокая стоимость многофакторных экспериментов и испытаний. Оптимизация планов проведения экспериментов и научное планирование экспериментов. Экстремальный эксперимент для поиска экстремума функции отклика.

Математическая модель объекта исследования (функция отказа). Линейная и полиноминальная (второго порядка) модель объекта. Факторы, значения (уровни) факторов и их кодирование (задание в относительных величинах). Требования к факторам.

Планирование эксперимента. Полный факторный эксперимент (ПФЭ). Планы полного двухфакторного и трехфакторного эксперимента. Основные свойства ПФЭ типа Ротатабельность. Дробный факторный эксперимент (ДФЭ). Экспериментальный эксперимент.

Статистический анализ результатов эксперимента:

-  проверка воспроизводимости (постоянства дисперсии отклика);

-  адекватность модели;

-  значимость коэффициентов модели.

Источники литературы: [1, 4, 7, 16, 18].

Самостоятельная работа студентов: углубленная проработка вопросов, связанных ПФЭ, ДФЭ и экстремальным экспериментом.

Вопросы для самопроверки:

-  математическая модель объекта исследования (функция отклика). Линейная и полиноминальная (второго порядка) модель объекта;

-  факторы, значения (уровни) факторов и их кодирование. Требования к факторам;

-  планирование эксперимента и планы 2-х и 3-х факторных экспериментов. Полный факторный эксперимент (ПФЭ);

-  основные свойства планов полного факторного эксперимента типа 2k;

-  рототабельность;

-  дробный факторный эксперимент;