Махмуд из Кахаб. Биография. Основные достижения в жижни, страница 2

Я — это лирический герой его поэзии, человек прекрасных душевных качеств, не признающий над собой никакой власти, ставящий выше всего свою свободу, честь, человеческое достоинство, опровергающий все низменное, мелкое, мелочное. Окружающий мир не понимает его, он ему ненавистен, лишь буйная прекрасная природа, птицы, звери в состоянии понимать и разделять его чувства и порывы.

Они — это люди, жаждущие состояния, богатства, чинов, живущие этим, стремящиеся всеми средствами держать человека в покорности, смирении, опутавшие его цепями рабства, слепоты, глухоты.

Махмуд искал свободу и счастье для себя и для людей. Он боролся с судьбою, не сдавался. Ездил на заработки в Баку, Сальяны, Тифлис, Туапсе, жил среди дагестанских отходников, делил с ними их горестную долю, был душою компаний, встречался с интересными людьми. Расширялся его кругозор, обогащался жизненный опыт, в его поэзию непринужденно входила жизнь других народов и наций. В 1914 году поэт добровольцем записался в 1 дагестанский конный полк, входивший в состав кавказской дикой дивизии, известной своей напористостью и отвагой, участвовал в военных действиях, дошел до Карпат, был тяжело ранен. Воевал Махмуд мужественно, отважно, был награжден георгиевским крестом. О нелегкой судьбе царского солдата он написал в своих стихотворениях и в поэме.

Военные годы наложили своеобразный отпечаток не только на его творчество, но и на личность, усилились его демократические и прогрессивные взгляды, товарищи по оружию избрали его в полковой комитет.

Жизнь в солдатах не могла не оказать влияние на поэзию Махмуда. Одним из стихотворений, созданных им в период солдатской службы, было «Письмо из казармы», от которого веет безысходной тоской по любимой родине. В отличие от предыдущих произведений, пронизанных фантастикой и условностью, «Письмо из казармы» насыщено картинами неприглядного реального мира.

На фронтах империалистической войны Махмудом была написана и знаменитая поэма «Марпам», по праву считающаяся вершиной творчества поэта. Феодально-религиозные круги доре» волюпионной Аварии восприняли ее как произведение бунтарское по своему духу. Непотерявший свою боевую силу, но разложенный агитацией большевиков, дагестанский конный полк вернулся на родину, а с ним вместе и поэт. В Дагестане шли ожесточенные классовые бои. Махмуд, назвавший себя «туром,. заблудившимся в горах», нашел свое место в жизни. Он стал выполнять поручения вожака дагестанской бедноты Махача Да-хадаева, которого узнал задолго до этого, его симпатии были на. стороне тех, кто воевал за свободу трудового народа.

Сын бедного горца, испытавший на себе всю тяжесть социального и классового неравенства, крестьянин, рабочий-отходник и» наконец, солдат империалистической войны, он всей своей жизнью был подготовлен к восприятию революционных идей. Этим идеям, этой борьбе посвятил он свои последние стихи:

     У кого нет клочка земли, в сарае скота

      Встаньте с этой бурей землю очищать!

И мне, чье сердце любовью полно,

      Приятную свежесть эта буря принесла.

Такова эволюция мировоззрения и творчества Махмуда. Революционность изначально была присуща его поэзии. Его лирика по своей сути была революционной, направленной против патриархальных устоев старины, против догм религии. Он воспевал свободную личность, требовал равноправия женщине горВысокий гражданский и гуманистический пафос произведений, нежность и мелодичность стиха, чеканность строк, глубина постижения мира человеческих чувств, богатство их выражения делают творчество Махмуда неповторимым явлением дагестанской поэзии.

Райский сад не стану славить,

От него меня избавь. Можешь рай себе оставить, Мне любимую оставь.