Махмуд из Кахаб. Биография. Основные достижения в жижни

Страницы работы

Содержание работы

Махмуд—крупнейший аварский лирик, классик дагестанской литературы. Его творческое наследие представляет собой яркую страницу художественной культуры народов Дагестана.

Оценивая роль и место поэта в истории нашей духовной культуры, известный советский писатель Н. С. Тихонов — большой знаток поэзии Кавказа—писал: «Махмуд из Кахаб-Росо ближе к нам по времени; он как бы призван завершить огромный путь развития горской лирической подии соиданнем произведений, являющих высокий образец не только дагестанской, но и мировой лирики».

Родился Махмуд в ауле Кахаб-Росо Койсубулинского округа (ныне Унцукульский район) в семье бедного безземельного крестьянина. Отец его Анасил Магомед зарабатывал на пропитание семьи продажей древесного угля на базаре, поэтому Махмуда его недруги презрительно называли сыном углежора. Видимо такое пренебрежительное отношение к себе окружающих воспитало в Махмуде чувство собственного достоинства, независимости, свободолюбия. Поэт впоследствии выразился:  Что  говорить о проклятой жизни, сейчас тот в почете, у кого крупнее хинкалы, т. е. кто побогаче, именитее.

Как было принято в горах в то время отдал Махмуда в примечетскую школу. Учился он долго в таких культурных центрах того времени, как Унцукуль, Ашильта, Ирганай,  Болаханы, Чиркей, Батлаич у известных тогда дагестанских ученых. С ним в этих аулах учились молодые люди. ставшие впоследствии известными учеными и поэтами. К поре своего совершеннолетия Махмуд получил хорошее для того времени образование, особенно он увлекался восточными дастанами к поэзией, они оказали на его творчество заметное влияние. Это наглядно видно из его стихов, в которых он использовал сюжеты, образы, символы восточной поэзии. Кроме того, проживание в различных крупных аулах давало ему очень многое в области познания жизни народа, его исторического прошлого, обычаев и традиций, словесного искусства, что очень важно для творческой

судьбы каждого художника.

Муталимская жизнь привела Махмуда к известному тогда поэту Тажудину Чанка из Батлаича, который оказал значительное влияние на формирование его личности и творчества. Из произведений Махмуда видно, что он хорошо знал народную поэзию и творчество национальных поэтов дореволюционного периода. Он обладал хорошим голосом и музыкальным слухом, -виртуозно играл на пандуре, исполнял популярные в народе песни. Это было начало его приобщения к искусству. Потом он стал писать свои собственные произведения и сила поэтического таланта позволила ему, продолжая традиции своих предшественников и современников, существенно обогатить национальную поэзию, создать настоящие поэтические шедевры.

Полученное в примечетских школах духовное образование позволяло Махмуду занять должность священнослужителя, некоторое время он и исполнял ее. Но беспокойная, ищущая, мятежная его натура не терпела ограничения суровыми догмами религии и ее многочисленными запретами. Да и сама жизнь преподавала ему уроки того, что слова и дела духовенства часто расходятся между собой, оно учит людей соблюдению религиозных установок, а само ведет совершенно противоположный образ жизни. И он зажил свободно, независимо, что не соответствовало принципам, нормам поведения, этикету, принятым в то время в обществе.

Личная жизнь его началась драматично. Он познакомился с дочерью состоятельного человека из соседнего аула Бетль—Муи и полюбил ее. Она отвечала ему взаимностью. Но соединить свои судьбы они в тех условиях не могли в силу сословного и имущественного неравенства и еще по той причине, что Муи была засватана за сына царского полковника — Кабед-Магомеда.

Вся поэзия Махмуда — откровенная исповедь об этой драме. Он воспел богатство человеческой души, способность на проявление сильных, чистых, благородных и возвышенных чувств, создал прекрасный образ своей возлюбленной, а в ее лице прославил женщину гор, подверг уничтожающей критике общественные, социальные, религиозные устои, которые мешали свободному проявлению естественных человеческих чувств. Через всю его поэзию проходит противопоставление —я и они.

Похожие материалы

Информация о работе