Магомед Далгат из Урахов. Биография. Общественно-политическая и медико-просветительская деятельность, страница 2

Дагестанский общественный деятель уделяет большое внимание анализу расстановки классовых и политических сил в стране. Он разделяет народы России на три социальные группы и подчеркивает, что все они жаждут мира и спокойствия, но каждая вкладывает свое содержание в эти понятия.

Мы не обнаружили ни одного материала этого периода, в котором бы Далгат необъективно отозвался о социал-демократах, хотя он и не разделял их взгляды. В статьях он не различает большевиков и меньшевиков. И те, и другие для него – сторонники социализма.

Социально-политические воззрения М.М. Далгата периода издания газеты «Весь Кавказ» были весьма противоречивы. М.М. Далгат терпим к инакомыслию, во многом объективен в характеристике идейно-политических направлений в России, с симпатией пишет о социал-демократах. Но придерживается он, как мы считаем, главным образом радикальных буржуазно-демократических убеждений. Он уделяет большое внимание правовым вопросам и, в частности, буржуазно-дефестам и другим правовым актам «высокого престола», так как вслед за ними, как правило, появляются всякого рода циркуляры и разъяснения, которые сводят их на нет.

Идеи М.М. Далгата, перекликающиеся с революционным демократизмом, характерные для периода его работы в газете «Весь Кавказ» получили дальнейшее развитие в упоминавшемся печатном органе «Голос Кавказа». Этому способствовала сложившаяся в России революционная ситуация.

Во второй половине 1906 года происходит перелом в мировоззрении М. Далгата. Он отказывается от издательско-редакторской деятельности и, по существу, отходит от активной политической жизни. Несколько позднее, в период выборов во вторую Государственную думу, он вновь появляется на политической арене, но уже как сторонник либерально-буржуазной мысли. В своих воспоминаниях он указывает, что тогда по поручению наместника Кавказа ездил в Дагестан уговорить горцев принять участие в выборах в Думу, но безуспешно.

В 1912 году Далгат избирается депутатом IV Думы от Дагестанской области и Закатальского округа. В Думе он примыкает к фракции прогрессистов, которую В.И. Ленин характеризует как либерально-буржуазную партию, заинтересованную в экономическом прогрессе общества, в утверждении умеренной конституции и ограниченной демократии (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 21, с. 472). Эта политическая группировка находилась в оппозиции к царизму, выступала с критикой его политики, а ее фракция вносила в Думе осуждающие правительство формулы, но готова была, как указывает В.И. Ленин, поладить с царизмом при условии подчинения его политики интересам капиталистического развития России и предоставлении равных с помещиками политических прав буржуазии. М. Далгат придерживался в думских выступлениях и внедумской деятельности в основном этих позиций.

Питая конституционные иллюзии, М. Далгат надеялся использовать Думу в качестве инструмента достижения определенных целей в интересах горских народов. Он рассматривал Манифест 17 октября как большое завоевание демократии, а Думу – как важное средство преобразования России. И после отклонения внесенных им законопроектов Далгат не понял по-настоящему классовую сущность политики царской власти и правых партий. Он критиковал царские власти, но не царя, писал, что в несправедливой политике властей на Кавказе повинны «плохие», чиновники администрации.

После Февральской революции М.М. Далгат был избран в местные органы буржуазной власти, но вскоре вышел из них. Таковы основные идеи его политического мировоззрения.

В заключение следует подчеркнуть положительное отношение Далгата к Советской власти. Кроме того, он добросовестно трудился на посту городского врача во Владикавказе и оказывал активную помощь органам Советской власти в лучшей организации дела здравоохранения в крае.  Исследователи истории медицины в СОАССР дают высокую оценку его общественно-политической и медико-просветительской деятельности. Достаточно сказать, что он был основателем и бессменным руководителем ряда просветительских и благотворительных обществ. Благодаря его материальной и моральной поддержке не только многие родственники, но и люди, не имеющие никакого отношения к его роду и даже Дагестану, получили высшее образование и стали видными общественно-политическими и революционными деятелями.