Юсуп Акаев. Бесстрашный летчик, награжденный четырьмя боевыми орденами, страница 2

Они внезапно из-за облаков спикировали на цель и нанесли мощный бомбово-штурмовой удар по врагу. После этой штурмовки сделали еще два захода для атаки живой силы противника. Фашисты не ждали такого удара. Было уничтожено 15 автомашин, три танка и до сотни солдат и офицеров.

Наши самолеты вернулись на свой аэродром без потерь. Они были еще в воздухе, когда командующий ВВС Черноморского флота передал командиру полка Герою Советского Союза Н. Г. Степаняну: «Илы работали отлично. Объявляю летчикам благодарность».

За короткое время (еще не было года, как Юсуп Акаев прибыл на фронт) он, молодой по возрасту, но закаленный в огне боев, вырос до командира эскадрильи. Она стала лучшей в полку. И второе радостное событие вошло в его жизнь — в апреле 1944 года он был принят в члены Коммунистической партии.

Акаева знал весь Черноморский флот, бойцы и офицеры Отдельной Приморской армии как прославленного летчика, мастера штурмовых ударов. На Черно морском флоте Юсуп Акаев первым из летчиков-штурмовиков вступил в неравный бой с немецкими истребителями и в одном бою сбил два самолета.

В том вылете при ураганном обстреле зениток, при активном действии истребителей врага он, ведущий шестерки Илов, успешно выполнил боевое задание по штурмовке порта, торпедных катеров. Прикрыл в бою

молодого летчика Михайленко.

В бою самолет Акаева был сильно поврежден.

Не действовал руль поворотов, не работал один элерон. Управлять такой машиной было тяжело, но Юсуп привел самолет на свой аэродром. Победило мужество и летное мастерство.

Краснофлотская газета «Черноморский сокол» назвала эту штурмовку героической.

Он летал ведущим на ответственные боевые задания. Водил группы Ил-2 от 6 до 24 самолетов и не имел ни одного случая возвращения с задания, не выполнив его.

Своеобразной вершиной мужества, высокого мастерства Акаева явился новый «топмачтовый» способ бомбометания. До этого летчики, пикируя, атаковали корабль сверху с высоты. Теперь решено было атаковать сбоку с малой высоты, не выше мачт корабля.

Первым на Черноморском флоте его освоил Юсуп Акаев.

... 22 апреля 1944 года воздушной разведкой был обнаружен караван вражеских судов, направляющихся к Севастополю, занятому врагом. I его составе шли:

танкер водоизмещением три тысячи тонн с горючие, минный тральщик, 2 сторожевых катера, торпедный катер и быстроходная десантная баржа. Предстояло потопить танкер, разгромить караван.

На выполнение этой боевой задачи капитан Акаев повел шестерку Ил-2. Несмотря на сильное противодействие зенитной артиллерии и неприятельских истребителей, Илы прорвались к цели.

Юсупу Акаеву потребовалось всего несколько секунд, чтобы танкер после прямого попадания бомб был взорван, а Ил-2 взмыл вверх. Но эти секунды были секундами смертельного риска, подобные тарану в воздушном бою, секунды высокого напряжения воли и умения! Вспоминаются слова Юсупа Акаева, сказанные позже молодым летчикам: «Победа дается только умелому, она не дело случая, а результат -умения и стойкости экипажа».   

В освобожденный Севастополь старший лейтенант, командир эскадрильи вступил прославленным летчиком. Его морской мундир украшали три ордена Красного Знамени и орден Отечественной войны 1 степени.

Сразу же после освобождения Крыма 12 мая 1944 года штурмовой полк был перебазирован в Прибалтику и в составе ВВС Краснознаменного Балтийского флота принял активное участие в боях по освобождению городов: Выборга, Нарвы, Таллина, Либавы, островов Эзель и Даго, в ликвидации кенигсбергской группировки врага.

И над волнами седой Балтики гремела боевая слава капитана Акаева. Он командовал эскадрильей, затем полком. И там во всем блеске проявилось его летное мастерство.

14 июня 1944 года в Нарвском заливе он умело вывел 24 Ил-2 на караван противника, состоявший из 14 судов. И в результате атаки лично потопил тральщик. Группу привел на свой аэродром без потерь.

22 июня 1944 года повел четыре самолета Ил-2 для поддержки десанта на острове Пий-Сари. При следовании по маршруту самолет Акаева сильно  вправо, был заклинен элерон. Однако летчик снова проявил исключительную находчивость:  привязал штурвал к ноге (сильно уставали руки) и в таком тяжелом положении произвел с трудом два захода над целью на высоте 400 метров, уничтожая огневые точки противника.

19 августа 1944 года Юсупу Абдулабековичу Акаеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

В представлении говорилось, что отважный летчик совершил к этому времени 104 успешных боевых вылета, из которых 70 — на уничтожение плавсредств противника. На боевом счету героя более 70-ти уничтоженных и поврежденных различных судов: танкер, быстроходные десантные баржи, торпедные катера, сторожевые корабли, др., много минометных батарей, более 70 автомашин, 53 железнодорожных вагона. В воздушных боях он сбил 3 самолета. Уничтожено

около 1500 солдат и офицеров.

На заключительном этапе войны капитан Акаев был награжден орденом Александра Невского. сражался за Родину наш земляк Юсуп Акаев.

... Летом 1945 года, когда отгремела война Герой Советского Союза Ю. А. Акаев приехал повидаться с родными и радость встречи совпала с днем рождения: ему исполнилось 23 года.

... Капитан Акаев остался служить на Балтике. В том же полку воспитывал молодых летчиков, умело передавал боевой опыт.

В апреле 1948 года ему было присвоено очередное воинское звание — майор, а в августе того же года он был уволен в запас. Тяготы войны подорвали его  здоровье.

В 1949 году героя не стало. Но имя его, его боевые дела не забудутся.