Юсуп Акаев. Бесстрашный летчик, награжденный четырьмя боевыми орденами

Страницы работы

Содержание работы

У народов Кавказа бытует пословица: «Герой умрет — останется имя» ... Прошло много лет с тех пор, как вражеская пуля оборвала молодую жизнь. Память героя живут в горах, где он родился и вырос. Его именем назван хаджалмахинский консервный завод. В селе установлен памятник герою.

А в далекой Югославии жители, отдавая дань подвигу, приносят на его могилу цветы.

ЧЕЛОВЕК-ЛЕГЕНДА

«Журналисты, писатели, боевые товарищи  называли его: «Юсуп  — храброе  сердце», «Юсуп — отважная душа»,  «Человек-легенда».   Прославленный летчик нашей страны Герой Советского Союза, командир  47-го штурмового авиационного полка ВВС Краснознаменного Балтийского флота гвардии подполковник Нельсон Георгиевич Степанян писал о Юсупе Акаеве  Дагестан 6 июля 1944 года:

«Юсуп — молодой, "бесстрашный летчик, награжденный четырьмя боевыми орденами. Недавно мы представили его к высшей награде. Я горжусь, что в нашей части есть такой смелый летчик, хороший командир, которого все любят. Каждый летчик с радостью идет с ним в бой на врага. Еще не помню, чтобы он возвращался с боевого задания без успехов. Каждый его полет — прекрасные страницы нашего подразделения. Все мы называем его грозой фашистов».

Газеты «Красная Звезда», «Известия», рассказывая о подвигах прославленных асов Советского Союза, называлиЮсупа Акаева в одном ряду с  ондопалченцами Нельсоном Стёпаняном.

О молодом командире эскадрильи Ю. Акаеве газета «Правда» в мае 1944 года писала: «... В боях он вырос как мастер сокрушительных ударов по вражеским караванам. Ведомые им самолеты всегда настигают цель».

Боевая слава не пришла к нему вдруг. К ней вел тяжелый - ратный труд.

... Когда началась Великая Отечественная война, комсомолец Юсуп Акаев, уроженец города Буйнакска, как и многие его ровесники, добровольно пошел в армию.

Его путь в морскую авиацию обычен. Авиационной техникой он овладел еще в довоенную пору в аэроклубе. Затем военно-морское авиационное училище. Так он стал летчиком-штурмовиком.

» Начал свою боевую службу в штурмовом авиационном полку в составе Черноморского флота осенью 1943 года. Газета «Черноморский летчик» рассказывала о первых фронтовых днях Юсупа Акаева:

«Шли напряженные бои за освобождение Таманского полуострова. Наши штурмовики должны были расчистить путь пехоте, помочь изгнать оккупантов с кубанской, земли. Группа штурмовиков обрушилась на колонну противника, отступающего по шоссе. Самолеты были встречены сильным зенитным огнем.

Вдруг молодой летчик почувствовал, как самолет его резко вздрогнул — зенитный снаряд пробил масло-систему. Но летчик не потерял присутствия духа. Он помнил одно — не отставать от товарищей, привести

машину на аэродром.

Позже он скажет об этом эпизоде: «Так, ослепленный, я пролетел сто двадцать километров».

... И когда (через сорок пять боевых дней) представляли младшего лейтенанта Акаева к первой награде, о нем было, сказано: «В бою смел, решителен, инициативен. Его бомбово-штурмовые удары по плавсредствам, живой силе и технике противника отличаются большой эффективностью.

В дни напряженных боев за освобождение Таманского полуострова, а также при поддержке десанта на Крымском побережье Акаев произвел 25 успешных вылетов на штурмовку противника.

Во время штурмовки скопления войск и техники  противника по дороге Старотитаровская—Вышбстеблиевская группа самолетов Ил-2 под управлением Акаева уничтожила до 20 автомашин и две железнодорожные цистерны с горючим. В этом вылете самолет Акаева был поврежден зенитной артиллерией противника. Маслом залило кабину, управление самолетом затруднялось. Несмотря на это, задание было выполнено. Акаев привел неисправный самолет на свой аэродром, благополучно произвел посадку, спас материальную часть и экипаж.

За проявленное личное мужество и умелое проведение бомбово-штурмовых ударов достоин правительственной награды— ордена Красного Знамени».

В те дни на боевом счету молодого летчика были десятки автомашин, до 50 уничтоженных солдат и офицеров противника, четыре быстроходных десантных баржи, два танка, взорванные склады боеприпасов.

... 8 ноября 1943 года шестерка самолетов Ил-2, ведомая командиром звена Акаевым, получила задачу бомбово-штурмовым ударом уничтожить скопление катеров противника в районе мыса Такил. Под сильным зенитным огнем с берега и при противодействии катеров Акаев произвел три захода. Потопил 2 сторожевых катера и три повредил. Самолет Акаева был подбит, На подбитом ~ самолете он дотянул до своей территории и у мыса Ак-Бурун произвел посадку на воду... Экипаж был спасен.

... С благодарностью читаю воспоминание однополчанина Ю. Акаева, бывшего заместителя командира 47-го штурмового авиационного Феодосийского Краснознаменного полка по политчас си, полковника запаса Г. Кибезова: «Фронтовые записи! Сколько здесь скупых строк о бесстрашии и пламенных патриотах Родины, скромных героях тяжелых сражений. К числу их относится Юсуп Акаев.

В боях за Крым росло, его боевое летное искусство. В портах, временно занятых врагом: Керчи, Камыш-Буруне, Феодосии, Севастополе, Судаке, Ялте — он беспощадно топил корабли гитлеровцев, наносил удары по аэродромам и скоплениям войск противника-В декабре 1943 года четверку Илов повел в бой отважный летчик Акаев. Группа шла курсом на Крыдг на поддержку десанта южнее города Керчи. Летчикам было приказано уничтожить к этом районе cKuii.ien.i^ вражеской пехоты и техники...

Похожие материалы

Информация о работе