Ансамбль «Лезгинка». Искусство балета по самой своей сути. Игорь Моисеев, страница 2

Кавказские танцы отличаются высокой пластичностью.  При их исполнении сложная техника ног сочетается многообразными движениями рук и корпуса. Обычно они исполняются в головокружительном темпе. Однако артистам ансамбля необходимо было научиться передавать и плавность, грациозность отдельных танцев. Фольклор Дагестана очень разнообразен, ведь республике населяют тридцать две народности. В самом ансамбле работают артисты 18 национальностей и танцы всех этих народов входят в нашу программу.

Вот, например, как появился в нашем репертуаре лакский танец «Цовкра». Цовкра —высокогорный аул Дагестана, знаменитый своими канатоходцами, акробатами и танцорами. Побывав на одной из свадьб в этом ауле, увидел, как молодёжь исполняла лезгинку, сочетая её с акробатическими трюками и приёмами канатоходства. На основе лакского фольклора и прикладного искусства и была поставлена большая хореографическая композиция, хорошо знакомая нашим зрителям. Народ полюбил этот танец. Теперь он вошёл в быт лаков и других народов нашей республики. Его непременно танцуют на всех свадьбах, торжествах, гуляньях. Танец стал народным, хотя его многовековая народная основа, естественно, нами творчески переосмыслена и театрализована.

Тщательное изучение татского народно-танцевального фольклора дало мне материал для новой хореографической композиции «Харе». Теперь этот танец  также стал подлинно, народным и редкий праздник у татов обходится без него.

Нас очень радует, что народы Дагестана любят наш ансамбль, ибо служение родному народу — высшая наша цель.

Наш ансамбль был организован из самодеятельных танцоров. Было отобрано 40 наиболее талантливых исполнителей из 750 лучших дагестанских танцоров. Репетиции мы начали в сентябре 1958 года и, благодаря энтузиазму и молодому задору участников ансамбля, уже к маю 1959 года подготовили первую программу, состоявшую из 17 танцев, среди которых было 4 больших хореографических сюиты. На уроках артистам ансамбля прививались музыкальность, понимание классических основ танца, актерское мастерство, ритмичность, чувство партнера.

Работали увлеченно. 9 мая 1959 года в столице нашей республики Махачкале состоялось первое выступление ансамбля. Оно стало радостным событием в культурной жизни народов республики. Вскоре после этого «Лезгинка» выступила на родине народного дагестанского танца — в аварских, кумыкских, лакских аулах. В том же 1959 году мы совершили нашу первую гастрольную поездку, побывав в Ереване, Тбилиси, Баку, Краснодаре, Орджоникидзе.

Сейчас в репертуаре ансамбля две большие концертные программы. В них представлены танцы различных народов, населяющих страну гор. Наряду с такими серьёзными и ответственными работами, как хореоком-позиция «Партизаны», хореографическая сюита «На полях Дагестана», композиция «Радостное творчество», мы исполняем танцы лирические — «У родника», «Моя красавица», характерные — «Наездники», «Танец горцев», шуточные — «Врасплох» и «Алабугей бахарай».

Коллектив работает в тесном творческом содружестве с композиторами, художниками, музыкантами. Среди них — заслуженный деятель искусств РСФСР Мурад КАЖЛАЕВ, заслуженный деятель искусств ДАССР Шумшуд АШУРОВ, тонкий, детально знающий кавказский фольклор художник, заслуженный деятель искусств Дагестанской АССР, лауреат Государственной премии Николай ЛАКОВ, руководитель нашего оркестра заслуженный артист РСФСР Урудж АБУБАКАРОВ.

На наших концертах зрители могут увидеть и весёлый искрометный, динамичный «Аварский перепляс» и величавый балхарский «Цикури», и плавный девичий гидатлинский танец «Каш», лирический татский свадебный «Бенавша» и поэтический даргинский «У родника», воинственную, торжественную кумыкскую «Джигитовку», девичий лезгинский танец «Гайтаги», и конечно же, темпераментную знаменитую «Дагестанскую лезгинку».

Мы неоднократно и успешно выступали в Москве, Ленинграде, Киеве и других крупнейших городах СССР. Эти ответственные выступления подготовили нас к зарубежным поездкам в страны Европы и Азии.