Оружейное и ювелирное дело в селении Кубани, страница 4

Помимо подвесок, кубачинцы производили множество украшений иного рода: массивные браслеты, перстни и пряжки с крупными цветными искусственными камнями, бирюзой, сердоликом и жемчугом (см. рис. 60, 61). В этих изделиях широко применялась зернь и филигрань, по преимуществу накладная. Помимо цветных камней, также необычайно умело и декоративно использовались цветные стекла. Дополненное яркой бирюзой и чернью, стекло играло весьма большую роль в композиции предметов, подчеркивая своими округлыми выступающими формами выразительную пластику вещи в целом.

В XIX веке делались также пояса для национальных костюмов с изрядными пряжками для женского и газыри с узкими наборными поясами для мужского костюмов. Пояса составлялись из отдельных серебряных звеньев, нанизываемых на узкий ремешок (рис. 62 нижний). Для выделки отдельных деталей поясов, да и во многих других случаях, нередко прибегали к литью. Производились у кубачинцев и совсем дешевые мелкие украшения из серебра: серьги (см. рис. 61), пояса для детей, пуговицы, застежки, подвески с игольником. В этих изделиях широко использовались цепочки, сочетание которых составляло иногда основу композиции предмета; чаще всего это были серьги, нередко украшенные схематическими изображениями фигур животных, но главным образом птиц, рук и тому подобных изобразительных мотивов.

Производство собственно филигранных и эмалевых изделий получило в Кубачах значительное развитие лишь в середине XIX пека и не имело такого распространения, как другие, более самобытные приемы обработки металла. Однако для местного костюма и раньше делались

пряжки, пуговицы и застежки, украшенные чернью и накладной филигранью. Для верхней одежды производились пряжки с декоративным и лаконичным применением зерни, напаянной на металлическую основу. В некоторых работах простыми средствами достигался очень выразительный декоративный эффект: блестящие шарики зерни, в сочетании с сильно выступающими цветными камнями, создавали очень цельную пластичную поверхность.

Для национального костюма народов Северного Кавказа и азербайджанцев Восточного Закавказья в XIX веке кубачинцы выделывали, помимо чеканных и гравированных, филигранные пояса, тонкие по рисунку и орнаменту. Форма и характер узоров на металлических пластинах этих поясов и шряжек довольно разнообразны (рис. 63). Некоторые из них очень близки к филигранным поясам армянской работы.

мов украшения, о большом мастерстве и общем высоком уровне ювелирного искусства кубачинцев в прошлом.

Молодые мастера мало обращаются к традициям орнаментального искусства других художественных ремесел, таких, например, как резьба по камню и дереву или чеканка бронзы и меди. Особенно остро это сказывается в современной массовой продукции кубачинской артели «Художник», в которой заняты, главным образом, мастера младшего поколения.

В настоящее время перед творческим коллективом кубачинских мастеров стоит серьезная задача — обогатить искусство современных изделий массовой продукции, сохранить и развить наиболее ценные традиционные качества всех -видов своего национального искусства.

Искусство кубачинских мастеров проделало большой, сложный путь развития от средневековой объемной пластики албанских рельефов и бронзовых котлов до тонкой, даже рафинированной орнаментики знаменитого кубачинского оружия XIX—XX веков. За советское время искусство аула Кубачи качественно стало совершенно иным. Если в прошлом все свое мастерство кубачинцы направляли на украшение оружия, то теперь они занимаются изготовлением скромных утилитарных и более дорогих декоративных изделий из серебра, предназначенных украсить быт советского человека. Изменилось в связи с этим и само орнаментальное искусство кубачинцев, принципы украшения изделий и декоративные приемы. В работах кубачинских мастеров последних лет со всей определенностью ощущаются черты нового. Это новое чувствуется не только в формах вещей; не менее ярко оно выступает и в характере декоративных средств украшения современных изделий. Сейчас мы уже можем говорить об определенных, сложившихся и характерных для кубачинского искусства только нашего времени декоративных приемах, а также о композиционных принципах украшения объемной и одновременно современной по назначению вещи.

Создаваемые кубачинцами посудные и ювелирные изделия, особенно изделия 1955—'1957 годов, созвучны нашему времени и соответствуют общему уровню развития советского декоративного прикладного искусства.





Рис. 51.   Общий   вид   и   деталь   кинжалов   конца XVIII века. Насечка серебром по железу. Фонд отдела оружия Государственного Исторического музея