Оружейное и ювелирное дело в селении Кубани, страница 3

При украшении оружия XIX века часто с большим умением и чувством меры применялось сплошное заполнение узором всей поверхности предмета. Так, в шашке середины .XIX века обращает на себя внимание большая логика композиции (рис. 53 нижний), членения которой разбивают монотонность формы ножен. Для выделения основного композиционного мотива на заполненной орнаментом плоскости мастера прибегали к сочетанию различных видов техники и разных материалов. Приемы сочетания были весьма разнообразны. Часто основную роль играла глубокая гравировка, серебряный узор которой служил фоном для центрального мотива, выполненного чернью. Черненой узор, органично входя в прочеканенный орнамент, был выделен и цветом, и гра-фичностью мелкого черневого рисунка. Употреблялся и обратный прием: в композицию черневого узора, сплошь покрывающего, например, конец ножен кинжала, отдельными ударами вводился гравированный узор, иногда позолоченный. Позолота в этом случае применялась весьма сдержанно, и вещи, украшенные таким образом, отличаются тонкими цветовыми соотношениями мерцающего гравированного серебра, черни и легких ударов золотых пятен (см. рис. 56). В середине XIX в. золото в кубачинских изделиях начинает занимать все большее место. Лучшие экземпляры оружия этого времени, украшенные насечкой — золотом то кости и железу, рогу и перламутру, представляют собою классические образцы кубачинского орнаментального искусства (рис. 55).

Богатство и разнообразие растительных форм узоров, особенно в золотой насечке по вороненому железу, красота и изящество каждой детали орнамента, певучий и плавный ритм завитых стеблей и листьев при четкой и ясной логике композиции нашли свое наивысшее завершение в кубачикском оружии XIX.века.

В конце XIX — начале XX веков кубачинцы во множестве производили парадное и очень дорогое заказное оружие, для украшения которого применялось много позолоты, золотой насечки по кости, железу и даже эмали. Оружейное искусств^ этого времени отличается некоторой дробностью и измельченностью общей композиции узора и цветовых пятен в убранстве вещи, а также некоторой суховатостью линий и статичностью орнамента (рис. 56, 57). Однако- очень тонкий цветовой ритм и виртуозное соединение самых разнообразных декоративных и технических приемов в одной работе весьма характерны не только для старого, но и для позднего кубачинского искусства.

Кубачинские серебряники украшали не только оружие. Наряду с оружием они изготовляли и украшали, серебряные пряжки для поясов,

сами пояса, подвески, браслеты, серьги, газыри и тому подобные ювелирные изделия (рис. 58, 63). Основная масса этих изделий датируется также, главным образом, второй половиной XIX века. Эти изделия отличаются пластичной трактовкой деталей украшения и очень 'сдержанным применением позолоты. Большое распространение в прошлом, по-видимому, имели ожерелья, представляющие собой цепочку с укрепленными на ней монетами и массивной подвеской. Эти серебряные подвески были довольно разнообразны (рис. 58, 59) и при их украшении нередко применялись те же приемы, что и при украшении оружия. Помимо круглых подвесок, у кубачинцев довольно часто встречаются подвески разнообразной узорной формы. Интересна, например, изображенная на рис. 58 довольно массивная подвеска изысканной формы с простой накладной филигранью и крупными цветными камнями на лицевой стороне. Обратная сторона подвески украшена гравированным растительным орнаментом, формы которого свидетельствуют о том, что вещь можно отнести к концу XVIII в. В подвесках XVIII и особенно XIX века утрачив-ается скульптурность узоров, меньше применяется крупная зернь и цветные камни, но зато значительно чаще употребляется куба-чинская глубокая гравировка, чернь и другие приемы украшения серебряных изделий, идущие от оружейного искусства. Так, на рис. 59 приведены две круглые, раскрывающиеся подвески с великолепной орнаментальной композицией чеканного узора в круге. На одной из подвесок глубокая гравировка по серебру слегка дополнена чернью в обрамляющей полосе; чернь введена и в композицию центральной части. Во второй подвеске, по времени, по-видимому, более ранней, крупный чер-невой узор проходит поверх более мелкого чеканного серебряного узора, заполняющего все поле изделия,' — характерный прием использования черни в XVIII веке.