Введение в язык паскаль. Общая характеристика языка паскаль, страница 8

Начальная часть текста, заключенная в фигурные скобки, является вводным комментарием к программе и не оказывает никакого влияния на ее выполнение. Более того, этот комментарий — по синтаксису понятия < программа > - вообще не является частью программы, а предшествует ей.

Собственно Паскаль-программа начинается служебным словомprogram и состоит из двух основных частей: заголовка программы и тела программы, называемого блоком. В заголовке программы который всегда начинается служебным словомprogram, программе дается свое имя (в данном случае ТАБЛИЦА), вслед за которым в круглых скобках указываются ее параметры.

Дело в том, что каждая программа выполняется в некотором ее окружении, которое обеспечивает связь программы с внешней средой. Так, каждая программа использует какие-то исходные данные — в нашем случае это значения А и В , задающие отрезок, и п - число частей, на которые разбивается отрезок [А, В]. Конечно, эти значения можно зафиксировать в программе (как это сделано со значением п). Однако если все исходные данные будут зафиксированы, то при каждом своем выполнении программа будет выдавать одни и те же результаты, так что такая программа пригодна лишь для разового использования. Подобного рода программы не имеют большой практической ценности, поэтому программу следует составлять так, чтобы ее можно было использовать с минимальными изменениями (или вообще без изменений) при различных задаваемых ей извне (допустимых) исходных данных. Результаты выполнения программы надо как-то выдать во внешнюю среду для их последующего использования, например отпечатать вычисленную таблицу на бумаге в виде, удобном для ее использования человеком.

В вычислительных системах роль окружения программы играет операционная система - специальный комплекс программ, под управлением которых и функционирует вся'вычислительная система. Операционная система, в частности, обеспечивает связь каждой выполняемой программы с внешним миром. Для этой цели используются файлы - специальным образом организованные наборы данных, которые могут отображаться на различные внешние носители данных (перфокарты, рулон бумаги, экран дисплея и т.д.) и могут использоваться в программах. В связи с этим в заголовке программы должны быть указаны имена всех тех файлов, которые будут использоваться в данной программе. Среди множества возможных файлов выделены два стандартных текстовых файла с именами input и output. Имя input присвоено системному файлу, из которого программа может читать (т.е. вводить) исходные данные — этот файл" обычно отображается на перфокарты или дисплей (в случае диалогового режима работы с ЭВМ). Имя output дано системному файлу, отображаемому обычно на рулон бумаги алфавитно-цифрового печатающего устройства (АЦПУ) или на экран дисплея - этот файл используется для вывода окончательных результатов.

Тело программы (блок) состоит из двух основных разделов: раздела описаний и раздела операторов. В каждом из этих разделов нашей программы даны некоторые пояснения с помощью комментариев, на которых мы останавливаться не будем из-за их очевидности. В данной программе раздел описаний начинается с раздела констант

canst п = 10

содержащего единственное описание, константы п = 10. Это описание говорит о том, что везде далее в тексте программы под именем п понимается целое число 10, так что если изъять это описание, а везде в программе имя п заменить на число 10, то смысл программы не изменится.

Далее в нашей программе следует раздел описаний переменных, открывающийся служебным словомvar (от слова Variable переменная).

Этот раздел содержит три описания переменных. Первое описание А, В: real вводит в употребление две скалярные переменные с именами А и В, которые могут принимать вещественные значения (иначе говоря, объявляет, что идентификаторы А и В будут использоваться в качестве имен переменных, значениями которых могут быть отдельные вещественные числа). Второе описание i: integer вводит в употребление целочисленную переменную i, и третье - пять вещественных переменных х, h, у1, у2 и уЗ. Таким образом, раздел описаний вводит в употребление (описывает) используемые программные объекты и дает им индивидуальные имена.