Введение в язык паскаль. Общая характеристика языка паскаль, страница 7

Конец строки - это управляющая литера, также не имеющая графического изображения. Дело в том, что при записи текста Паскаль-программы он естественным образом разбивается на отдельные строчки — хотя бы в силу ограниченности листа бумаги, бланка или экрана дисплея, на которых фиксируется этот текст. Число возможных позиций в строчке обычно фиксировано, однако число литер в части текста, образующей очередную строчку, может быть меньше числа возможных позиций. Разбиение всего текста на отдельные строчки производится программистом по своему усмотрению. Чтобы указать, что очередная часть текста должна образовывать новую строчку, и служит управляющая литера "конец строки", которая заносится в исходный текст при его нанесении на внешние носители данных или при его непосредственном вводе в машину с помощью клавиатуры терминала. Как и в случае пробела, эта литера тоже имеет свой код. который фиксируется на внешнем носителе данных или непосредственно вводится в машину при наборе текста на клавиатуре.

О комментариях в паскале мы уже говорили ранее.

Упомянутые выше правила записи текста Паскаль-программы состоят в следующем.

1. Между двумя последовательными конструкциями языка, любая из которых является идентификатором, числом или служебным словом, обязательно должен находиться хотя бы один разделитель текста.

2. Разделители текста не должны встречаться внутри идентификатора?, чисел и служебных слов.

3. Кроме случаев, указанных в предыдущем пункте, между двумя последовательными основными символами языка может встречаться любое число разделителей текста и они не влияют на смысл программы (при трансляции Паскаль-программы в машинную программу разделители текста в указанных здесь случаях игнорируются).

Управляющая литера "конец строки" в тексте не задается в явном виде:

переход на следующую строчку текста автоматически подразумевает наличие этой управляющей литеры.

В тех случаях, когда в тексте надо явно указать наличие пробела (это бывает существенно при записи текста вручную на обычном листе бумаги, а не на бланке), мы будем изображать его литерой " _ ", например

begxn_if_ >;<25_then_;;; "к + 1 _else_>;: =0

Сформулированные выше правила записи текста программы отвечают и на вопрос о том, где могут быть помещены комментарии. И хотя в этом отношении возможное in весьма велики, обычно комментарии помешают между достаточно к [а иными синтаксическими единицами - описаниями, операторами и т.д.

Пример программы на паскале

При изучении какого-либо языка программирования важно научиться как можно раньше составлять законченные программы с доведением их до выполнения на машине, ибо только это может дать учащемуся уверенность в правильности понимания и усвоения изучаемого материала. Это важно и с точки зрения получения регулярного практического навыка работы с данным языком в процессе его изучения. С другой стороны, доведение программ до машины требует достаточного продвижения в изучении языка, в том числе знания и таких его моментов, которые при систематическом изучении довольно трудно излагать на начальных стадиях обучения. В связи с этим представляется целесообразным в самом начале обучения дать. некоторые необходимые сведения в минимальном объеме и без подробных объяснений, изложив эти вопросы более подробно на соответствующем этапе обучения. Именно так мы и поступим: чтобы дать читателю общее представление о Паскаль-программе, рассмотрим достаточно простой пример, на базе которого и дадим необходимые "опережающие" сведения.

Пример 1.1. Получить с помощью ЭВМ таблицу значений функций

F1 x = x2     f^x) = 3-х.   F2 x m = 0.5-sinOc)

в узлах сетки, получающейся разбиением отрезка [А, В.], где В > А. на 10 равных частей (в число узлов должны войти и границы отрезка).

Алгоритм решения этой задачи настолько очевиден, что мы не будем останавливаться на его разработке, а сразу приведем окончательный текст программы на паскале. На примере этой программы читателю полезно сначала самому попробовать выделить ее составные части и понять назначение каждой из них, а затем сравнить свои предположения с приведенными после программы объяснениями.

Теперь дадим пояснения к приведенной программе.