Обновление академического знания по общественным наукам. Акткальные проблемы

Страницы работы

Содержание работы

Обновление академического знания по общественным наукам продолжает оставаться актуальной проблемой для многих российских университетов. Я хочу рассказать о  некоторых новых формах и направлениях, связанных с расширением традиционной исследовательской проблематики и читаемых курсов; они прошли определенную 'проверку временем' и становятся обычной практикой нашей университетской жизни в Ярославле. Более конкретно -  изучение и научная разработка междисциплинарной проблематики, связанной с проблемами мира и международной безопасности.

Идея о реализации данного направления 'вызревала'  в течение нескольких лет и оформлялась в процессе работы автора статьи на нескольких факультетах, административной деятельности в качестве ученого секретаря кандидатского, а затем и докторского диссертационных советов, работе с аспирантами. Огромную помощь и поддержку в этом плане оказали коллеги по научным обменам АЙРЕКС, программа 'Гражданское образование', бывшие студенты ЯрГУ, которые продолжают образование за рубежом, руководство университета в лице первого проректора А.И. Русакова.  В частности, в ЯрГУ в первом семестре была успешно завершена пилотная стадия инициативы по дистанционному образованию Института международных исследований Стэнфордского университета 'Security in a Changing World' (http://sdli.stanford.edu); значительный интерес общественности  вызвало и проведение на базе университета научной конференции с участием НАТО 'Security Debates: European Stability, NATO and Scenarios for Russia' (http://cluster.yars.free.net/events/NATO/index.html).

Что из себя представляют эти проекты? Действительно с развитием сети Интернет и новых информационных технологий научные дисциплины, преподаваемые в зарубежных университетах, становятся доступными студентам и аспирантам в России. Осенью 2000-2001 учебного года на учебной базе Ярославского государственного университета им П.Г.Демидова и Челябинского государственного университета Институт международных исследований Стэнфордского университета проводил пилотный проект по учебному курсу 'Международная безопасность в меняющемся мире', рассчитанный на один семестр. При этом использовался уникальный опыт института по организации курсов дистанционного обучения в самих США. Данная программа дистанционного обучения американцев является продолжением Программы Поддержки Новых Демократий, открытой в 1996 г. по инициативе бывшего вице-президента Стэнфордского университета Кондолизы Райс.

 Реализуемый совместно проект представляет собой сочетание видеолекций ведущих преподавателей Стэнфордского университета, учебных текстов, интерактивных занятий посредством Интернета и самостоятельной подготовки с использованием ресурсов глобальной компьютерной сети. Цель курса - ознакомление студентов и аспирантов с современными теориями, необходимыми для понимания проблем международной безопасности, процесса принятия решений в международной политике.

Проект отличается междисциплинарным подходом к изучаемым проблемам, и в Ярославском государственном университете объединил студентов и аспирантов факультетов психологии, истории, политических наук, права. Программа курса включает в себя рассмотрение таких вопросов, как теория и практика контроля над ядерными вооружениями, роль противоракетной обороны в системе международной безопасности, международный режим нераспространения ядерных вооружений, предотвращение и разрешение международных и внутренних вооруженных конфликтов, стратегическое соперничество ведущих мировых держав, вопросы экологической безопасности. В то время, как основная работа над курсом осуществлялась в Стэнфорде, преподаватели  российских университетов принимали самое активное участие как в создании курса , так и в процессе его преподавания.

Текстовые материалы курса и учебные пособия представлены работами современных политологов и политиков, дипломатов, специалистов различных областей знания как США , так и России.  В рамках данного курса студенты и аспиранты имеют возможность еженедельно получать консультации и обсуждать возникающие вопросы с преподавателями Стэнфордского университета (в числе которых ряд бывших и действующих политиков, политических консультантов), изучить методику использования альтернативных теорий в исследовательской работе, на практике попробовать создание аналитических документов, необходимых для выработки внешнеполитического курса страны, участвовать в дискуссиях по темам лекций. Именно на это направлена работа в интерактивном режиме и с использованием электронной почты.

Похожие материалы

Информация о работе