Защита свидетелей и потерпевших в Российской Федерации. Основные проблемы

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Защита свидетелей и потерпевших в Российской Федерации

С.Г. Лемеш, II курс, Институт права ВГУЭС

– научный руководитель, академик, профессор права, доктор наук.

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток

Проблема защиты свидетелей актуальна для всех стран, где есть преступность, иными словами для всего мира. Но более всего она актуальна там, где организованная преступность реально бросает вызов государству, где она проникает в государственные структуры и где преступная идеология и соответствующий ей образ жизни находят живой отклик у достаточно широких слоев населения.

В СССР 60-80-х годов свидетель, в основном, не опасался за свою жизнь, полагая, что сама мощь государства априорно защитит законопослушного гражданина от криминала. Поэтому принятый в 2004 году Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»[1] кардинально новый закон для России. Это самый первый шаг в создании российского института государственной защиты.

По данным Всероссийского научно-исследовательского института МВД России, 60 процентов граждан, ставших жертвами преступлений, не обращаются в правоохранительные органы.[2] Большинство из них боится мести преступников. Ежегодно свидетелями преступлений становятся около 10 миллионов человек. Примерно четверть из них на суде отказывается от своих прежних показаний, в том числе потому, что испытывают давление. От 10 до 20 тысяч свидетелей подвергаются угрозам физической расправы со стороны преступников и их близких. По расчетам экспертов, в личной охране нуждаются примерно пять тысяч свидетелей. А одной тысяче граждан после суда необходимо менять место жительства.

Для успешной борьбы с преступностью необходимы стопроцентные меры по защите свидетелей и иных участников судопроизводства. Как показывает анализ Федерального закона № 119[3] , в нем есть ряд ошибок, исправление которых повысит его эффективность.

Первая же проблема, которая возникает на пути осуществления государственной защиты – это определение защищаемого лица. Во-первых, сам Федеральный закон его не содержит. Лишь в статье 2 Федеральный закона содержится перечень лиц, подлежащих государственной защите. В котором, кстати, среди защищаемых лиц нет должностных лиц, ведущих производство по уголовному делу (судья, прокурор, следователь и т.д.). От деятельности этих лиц зависит судьба уголовного дела. Несмотря на то, что в отношении такой группы субъектов процесса действует самостоятельный правовой документ, применение мер безопасности, как считает кандидат юридических наук Епихин А.Ю.,  должно регулироваться одним законом, обеспечивающим безопасность любой личности.[4] 

Так же Епихин А.Ю. предлагает четко-сформулированное определение защищаемого лица – любое согласное на сотрудничество физическое лицо, имеющее важную информацию о совершении (приготовлении, покушении) тяжкого или особо тяжкого преступления, нуждающееся в применении мер безопасности со стороны государственных органов в связи с наличием реальной угрозы противоправного воздействия в отношении его, его близких или иных лиц, путем воздействия на которых оказывается влияние на защищаемое лицо.[5]

Во-вторых, определение физического лица, как защищаемого составляет также техническую проблему. На практике оказывается, что не всякое лицо может быть своевременно или вообще признано как лицо, «способствующее

Похожие материалы

Информация о работе