Предкризисное состояние российского образования. Основные проблемы, страница 4

В условиях ограниченного бюджетного финансирования образования и недостаточно развитого института отечественного спонсорства в этой области особое значение приобретает помощь международных негосударственных организаций и фондов. Западные фонды оказывают значительную финансовую помощь в реформировании российского образования. Благодаря их финансовой поддержке реализуются программы по обмену студентами, стажировке преподавателей, установлению партнерских отношений между российскими ВУЗами и их зарубежными коллегами, а также развитию сети Интернет и целый ряд других мероприятий.

Семинар АЙРЕКСа позволил его участникам подробно ознакомиться с деятельностью фондов, их программами, проблемами, планами. Представители российских вузов поделились мнением о полезности этих программ. Оценив их в целом, как достаточно позитивные, некоторые из выступающих обратили внимание на то, что средства по некоторым из них 'размазываются' среди большого числа участников, что, несомненно, сказывается на их эффективности.

Кроме того, стратегия иностранных фондов и благотворительных организаций, оказывающих поддержку российскому образованию, в настоящее время требует координированных изменений. Во-первых, значительная часть выделяемых этими организациями финансовых средств шла на программы обмена. Во-вторых, до сих пор очевидным преимуществом у иностранных спонсоров пользовались инициативы в области социально-экономических наук, в наибольшей степени пострадавшие в советское время. И хотя все это было вполне логичным и обоснованным, сегодня, чтобы оказать российскому образованию действенную помощь по выводу его из предкризисного состояния, очевидно, требуется выработка новых подходов и стратегий. Именно этому вопросу будет посвящена Генеральная Ассамблея, намеченная на июнь 1999 года в Будапеште, которая пройдет при поддержке Фонда Сороса.

Фонд Сороса широко известен в России благодаря финансированию создания более 20 университетских узлов сети Интернет. Программа Фонда отражает две основные идеи: реформа гуманитарного образования в России с целью достичь информационной и социальной открытости страны, а также формирование академических ассоциаций, что поможет демократизации общества. Фонд Сороса также оказывает поддержку школам и помогает распространению информации, организуя семинары и лекции, используя публикации. Характеризуя текущее состояние дел в России, Яков Бергер выразил неудовлетворение отсутствием глубокого и систематического анализа ситуации в высшем образовании, что мешает четко увидеть проблемы в системе образования и пути эффективного использования имеющихся ресурсов и преодоления трудностей. Яков Бергер подчеркнул свою озабоченность продолжением быстрого расслоения общества и тем, что ВУЗы не имея должной гибкости в вертикальном и горизонтальном направлениях, не сглаживают, как предполагается в демократическом обществе, а усугубляют эту дифференциацию. Поэтому он советовал более осторожно относиться к поддержке фондами элитных и прогрессивных школ, чтобы не увеличивать разрыв между ними и остальными ВУЗами. В свою очередь директор Фонда МакАртуров Татьяна Жданова рассказала о целях и направлениях работы этого Фонда, который во главу угла ставит развитие личности человека, раскрытие его творческого потенциала. На практике это означает поддержку инновационных течений, прогрессивных учебных заведений, усилий, направленных на улучшение качественной стороны жизнедеятельности человека. Фонд определил четыре направления программ: общество и закон, права человека, общество и окружающая среда, мир и безопасность. Объем финансирования достигает 150 миллионов долларов в год, но эта сумма, по мнению выступавшей, мала для финансирования всех программ. Поэтому работники фонда внимательно подходят к отбору предлагаемых им проектов. Фонд определил непосредственной задачей финансирование проведения независимых исследований и анализов, направленных на поддержку российского образования и программ развития отношений с представителями зарубежных учебных заведений. Продолжая разговор о недостаточной гибкости Вузов в вертикальном и горизонтальном направлениях, Татьяна Жданова отметила, что это результат консерватизма и господства старых методов управления. По ее мнению, средствами одного или нескольких зарубежных фондов систему образования в России от этого избавить не удастся, необходима поддержка государства и российского бизнеса. Свой вклад зарубежные фонды видят в подготовке специалистов, что уже делается фондом МакАртуров в Европейском университете Санкт-Петербурга и в Высшей школе социальной экономики в Москве.