Предкризисное состояние российского образования. Основные проблемы, страница 3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗАХ

Одним из актуальных вопросов российского высшего образования на сегодняшний день является вопрос стратегии развития учебного планирования, то есть совершенствование внутривузовских учебных планов, а также самостоятельное определение каждым учебным заведением своей оптимальной специализации в новых экономических условиях. Данный вопрос многогранен, поэтому в его обсуждении приняли участие сторонники различных подходов. На семинар были приглашены президент Американского института бизнеса и экономики Эдвин Долэн, директор московского представительства Международной академии бизнеса и банковского дела Александр Герасимов, декан исторического факультета Нижегородского госуниверситета Олег Колобов, другие участники. Несмотря на различие взглядов докладчики сошлись в главном - на руководство ВУЗом возлагается ответственность за материальное обеспечение факультетов, что позволяет последним направить энергию сотрудников на качество образования.

По мнению Эдвина Долэна, вопросы финансирования и учебного планирования тесно переплетены. Жизнеспособность ВУЗа зависит от способности удовлетворить потребности клиента (студента), который должен не только получить хорошее образование, но и суметь применить его на практике. В каталогах типичных курсов по экономике можно найти немного отличий одной школы от другой. Фактически каждая предлагает курсы по макро- и микроэкономике и маркетингу. Тем не менее разница между Гарвардом и менее престижной школой заключается в качестве образования и, соответственно, уровне спроса на рынке труда.

Г-н Долэн ознакомил участников семинара с опытом Американского института бизнеса и экономики в Москве, соединившего достоинства традиционной американской программы МВА со специфическими потребностями и реалиями российской экономики. Например, в курсах экономики AIBEC значительное внимание уделяется теориям развития переходной экономики, где каждый курс специально адаптирован к потребностям студентов, готовящимся к выходу на российский рынок.

Александр Герасимов обратил внимание участников на проблемы негосударственных ВУЗов. Международная академия бизнеса и банковского дела была основана в 1993 году как высшее негосударственное учебное заведение, учредителями которого стали Лос-Анжелесский Институт бизнеса и банковского дела, администрация Самарской области и города Тольятти, а также АО 'Автоваз'. За пять лет работы Академия заработала хорошую репутацию, и, как следствие этого, неуклонно растет число студентов. Разработанная учебная программа активно использует богатое наследие советской образовательной системы, адаптируя объем и материалы традиционного западного МВА к текущему положению дел в России, и базируется на развитии самодисциплины и деловых способностей: навыков коммуникации, работы в коллективе, самоанализа и способностей к анализу и принятию решений.

Участниками семинара был высказан ряд предложений, касающихся вопросов повышения уровня преподавания в российских ВУЗах. Были высказаны предложения о создании общеуниверситетских консорциумов для обмена опытом и межвузовского академического союза с целью обмена научными академическими программами и исследованиями, а также о проведении независимого исследования на регулярной основе по определению рейтинга престижности университетов, колледжей и отдельных специальностей.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОМОЩЬ РОССИЙСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ: В ПОИСКАХ НОВОЙ СТРАТЕГИИ