Гражданское право. Аренда недвижимого имущества, страница 7

Если в сданной на прокат вещи обнаруживаются какие-либо недостатки, то устанавливается сокращенный 10-дневный срок для их устранения. Или ателье проката должно заменить несправную вещь.

Ателье проката производит не только капитальный, но и текущий ремонт имущества в обязательном порядке. Ателье проката заинтересовано в том, чтобы осуществлялось грамотное техническое  обслуживание вещей. Субаренда здесь исключена. В свою очередь, ателье проката пользуется некоторыми  дополнительными возможностями по взысканию в бесспорном порядке задолженности по арендной плате и изъятию сданных в прокат вещей. То есть здесь не нужно обращаться в суд, можно по исполнительной надписи нотариуса этого добиться.

Что касается второй разновидности указанных в ГК договоров, то это договоры аренды транспортных средств. Сразу отмечу, что в ГК это  настолько обще описано, что нормы мало годятся для практического применения и сейчас, как и раньше, более детальное регулирование дается в Транспортных уставах, кодексах.

Есть здесь довольно спорные,  сложные вопросы, связанные с разграничением аренды транспортных средств и некоторых видов перевозки, которые в литературе традиционно называются чартером, одни считают арендой, другие – особым договором перевозки и так далее. А законодательство дает основание и тому и другому.

 Различаются две разновидности аренды транспортных средств. Первая разновидность – это аренда транспортного средства вместе с экипажем, с лицами, которые обслуживают это транспортное средство. И вторая разновидность – это без экипажа.

Есть особенности, которые характеризуют и ту, и другую разновидность аренды транспортных средств, отличающие их от других видов аренды. И есть особенности, которые присущи только этим разновидностям аренды.  Укажем их очень кратко.

Договор аренды транспортного средства заключается всегда в письменной форме, даже если по закону речь идет о транспортных средствах, относящихся к недвижимости, то есть, скажем, воздушные, речные суда, морские суда – никакой особой регистрации здесь не требуется.

К аренде транспортных средств, например, не применяются правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок. Мы об этом не сказали, когда договор аренды заключается на определенный срок, но после окончания срока ни одна из сторон не требует возврата имущества, то как бы считается, что стороны договорились о том, что аренда возобновлена на неопределенный срок. Вот здесь это правило не действует. А с другой стороны, при аренде транспортных средств резюмируется, что арендатор может сдавать эти транспортные средства в субаренду,  и может заключать от своего имени договоры перевозки с третьими лицами. Здесь самое главное, без согласия арендодателя.

Что касается различий, существующих между этими разновидностями аренды с экипажами и без экипажей, то различие  сводится, в основном, к обязанностям сторон и к ответственности за порчу самого транспортного средства или за причинение вреда третьим лицам.

Что касается аренды транспортных средств с экипажем, то здесь обычно все, что связано с содержанием транспортного средства, его управлением, технический эксплуатацией, ремонтом, - все это лежит на арендодателе. То есть он должен производить все ремонты, техническое обслуживание, должен обеспечить нормальную эксплуатацию, нанять экипаж, оплачивать экипаж  и так далее. Арендатор в этом случае лишь несет расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией этого транспортного средства, то есть оплачивает расходы на топливо,  приобретение других необходимых материалов, портовых и таможенных сборов и тому подобное.

В этом случае, при аренде транспортного средства с экипажем ответственность за сохранность этого транспортного средства и ответственность перед третьими лицами, например, за любые столкновения этих транспортных средств, лежит на арендодателе.

Если речь идет об аренде транспортного средства без экипажа, когда сам арендодатель имеет или нанимает экипаж, то вопрос решается прямо противоположным образом. Здесь все лежит на самом арендаторе.