Предмет конституционного права. Применяемые методики, страница 4

Важнейший элемент – форма правления (орг-я высших органов гос-ой власти). Обычно разделяют по способу замещения должности главы гос-ва и его взаимодействию  с др. органами власти. Монархия (наследование, занятие должности не ограничено сроком): абсолютная, дуалистическая, конституционная (парламентская) и республика: парламентская, президентская, полупрезидентская (исп-я власть – у правит-ва, кот-ое формируется президентом, имеется должность председателя правит-ва, которая не совпадает с должностью президента).

Форма гос-го устройства: унитарные и федеративные ( в отличии от унитарного гос-ва состоит из субъектов, гос-х образований, у них лишь элементы гос-ти и нет суверенитета, невозможность его разделения, преобразования без согласия самого субъекта). (конфедерация – не гос-во, а союз)

Полномочия субъектов федерации носят ярко-вырженный зак-ый хар-р. в унитарном гос-ве – полномочия прежде всего носят исп-ый хар-р.

В федеративном гос-ве на уровне суб-тов определяется структура и состав и полномочия органов власти субъектов.  В унитарном решается все централизовано.

Контроль за деят-тью органов в субъектах ыфедерации имеет последующий хар-р.

В унитарном гос-ве. Согласование с центром важнейших решений.

Вопросы ответственности (отрешения от должности должностных лиц или роспуск коллегиальных) в федерации – исключительно как отв-ть за правонарушения. Не могут делать это по своему усмотрению. В унитарных гос-вах вся полнота полномочий в этой сфере. Отрешение вне отв-ти за правонарушение, а по своей субъективной воле.

Виды федераций.

По СП-обу образования: конституционные и договорные.

Договорные образованы как союз ранее независимых гос-в или как союз бывших колонии. Добровольно отказались от суверенитета и передали его гос-ву.

Конституционная – фед-ция которая в результате конституционного развития унитарного гос-ва, когда перераспределение полномочий между субъектами и центром. Договорные: Россия (договор осущ-л перераспределил полномочия между субъектами и органами власти федерации). США на раннем этапе своего развития (первые 14 штатов, основатели + Техас). Формально СССР.

Образование по нац-му, территориальному и смешенному признаку. По нац-му – сотсоит из –гос-х образований, которые явл-ся результатом самоопределения народов. Территориальные – не зависимо от проживающих народов. Нац-ые – СССР, террит – США, смешенные – Малазия, Индия, Россия.

Унитарные:

1)  централизованные 2) децентрализованные 3) унитарные гос-ва осложненной автономии

1)  хар-ся что органы власти адм-х образований назначаются центральными органами гос-ной власти. Эти органы подотчетны не населению, а вышестоящим органам власти. Органы власти в нац-х образованиях не имеют ресурсной базы, соб-ти, которая м.б. изъята органами гос-ой власти, нет местных налогов, а финансируются из федерального бюджета. Должностные лица м.б. отстранены от должности вышестоящими органами власти по своему усмотрению. Пример: Франция (идет процесс децентрализации).

2)  Органы гос-ой власти адм-территориальных образований назначаются населением. Подотчетны как вышестоящим органам власти так и населению ( в федерации вопрос о подотчетности федеральным органам не стоит – только народу) материальная база и налоги и сборы, доходы от которых поступают в федеральный бюджет, органы м.б. отстранены т должности либо из-за совершенного правонарушения или по мотивированному решению гос-х органов.  Называют еще региональными. Пример: Италия, Испания. Переходные формы к федерации и наоборот.

3)  Централизованное или децентрализованное гос-во в составе которого есть территория с особым статусом. Органы власти которого наделены большими полномочиями чем другие адм-территориальные единицы. Пример: Франция, Испания, Италия, Великобритания, Российская империя с конца 18 века. До 1992 года РСФСР.

К содержанию конституции м. отнести основы правового статуса личности. Закреплены лишь основные права и обязанности личности. Закреплении политический режим.