Предмет конституционного права. Применяемые методики, страница 10

Принцип разделения властей.

Не изолированность властей др от др. этот СП-об показал наибольшую эффективность.

Решение определнных задач на ту власть которая лучше справляется.

Зак-я власть.

Основная ф-ия: 1) издание особого рода нормативных актов. Не исключительная ф-ия зак-ой власти, т.к. закон – акт публичного образования в целом. В России издается с участием президента.

2)  представительная ф-ия – зак-я власть максимально широким образом представляет интересы общ-ва (как в узком так и широком смысле). Представит-во политическое и территориальное. В первом случае волеизъявление приводит к тому, что в парламенте пресутствуют полит-ие силы, которые отражают волю народа данного общ-ва. По вопросам актуальным на момент компании взгляды избирателей совпадают с избираемыми. Представлен интерес полит-ий.

Но избиратели распределены неравномерно. Поэтому сущ-ет территориальное представит-во от соответ-щих субъектов и территориальных образований, когда депутат представляет позицию доминирующую в данной местноти. Наличие регионального интереса, который выр-ет депутат. В независимости от полит-ой позиции конкретного избирателя. В Европе нижняя избирается по полит-му интересу (пропорциональная избирательная система в основном, по спискам), верхние палаты – доминирует представит-во территориальное (мажоритарная система – избираются кандидаты, представляющие свой округ, где-то вообще не избираются).

Существуют например и религиозные представит-ва, нац-ые, профессиональные и др.

3)  ф-ия участия  формировании органов исп-ой власти. В России ограничена. Участие в назначении главы правит-ва и ряда должностных лиц (руководителя центрального банка, ген прокурора). Но на региональном уровне ф-ия формировании правит-ва существует в полном объеме (СПб).

4)  Контрольная ф-ия – парламент м. осущ-ть контроль в отн-ии исп-ой власти как непосредственно, так и через спец органы (счетная палата – финансово-бюджетный контроль, орган за исп-ем гос-ой собственности, должностное лицо – уполномоченный по правам чел-ка). Сущ-ют иные механизмы связанные с запросами, приглашениями министров в парламент.

5)  Бюджетно-финансовую ф-ию также м. выделить. Участвует в принятии бюджета на уровне федерации и субъекта, а также устанавливает налоги и сборы.

Исп-я власть.

Ф-ии: 1) оснавная – исп-е законов

2) осуществеление непосредственную управленческую деятельность, оказание упорядочивающее воздействие. Вправе осущ-ть норматворчество по вопросам прямо предусмотренном законом.

Судебная власть.

Ф-ии: 1) осущ-ие правосудия. Суды образуют единую систему, несмотря на то, что деляться на ветви. Построены по иерархическому признаку. Кроме решений высших судов и конст-х – обжалуемо. Независимость судей. Отбор судей самими оргпнпми судейского собщ-ва. Корпорация, открытая, но сострогими правилами входа в нее. Не м. издавать  н-п акты и осущ-ть текущее управление.

Место президента в системе разделения властей.

Формально не в одну не входит. Но важен для выдерзжания баланса в системе разделения властей, сдержек и противовесов. Разрешение конфликтов между ветвями и органами власти. В случае возникновения конфликта между зак-ой и исп-ой властью президент устраняет одну из конфликтующих сторон (конфликт с судебной властью в принципе не возможен). Симпатия скорее всего будет уна стороне исп-ой власти.

Выборы депутатов гос-ой думы назначает опять же президент. Выборы президента назначает совет федерации, который не избирается. Формируется высшими должностными лицами субъекта и их зак-ми органами. Президент же представляет в зак-ый орган субъекта кандидатуру главы субъекта.

Правит-во участвует в законотворческом процессе посредством составления бюджета, а также самое главное – любой акт зак-го органа затрагивающий бюдетную сферу д.б. одобрен правит-вом.

Правом подписания или отклонения закона у президента.