Понятие девиантного поведения. Рассмотрение поведения, девиации, сравнение с нормой

Страницы работы

Фрагмент текста работы

         Глава 1. Понятие девиантного поведения

Девиантное поведение – разновидность человеческого поведения. Любое поведение является актом взаимодействия с другими людьми и с обществом в целом. В последнее десятилетие в психологической и педагогической научной литературе встречаются такие понятия как «нарушение поведения», «трудные дети», «отклоняющееся поведение», «дети группы риска», «дезадаптивные дети», «девиантное поведение», «делинквентное поведение», «асоциальное поведение», «антисоциальное поведение», «противоправное поведение», «криминальное поведение», «патохарактерологическое поведение» и т.п. многие авторы при анализе нарушений поведения эти понятия отождествляют. Большинство современных авторов (А.Е. Личко (1983), А.А. Александров (1973), В.В. Ковалев (19), В.Н. Кудрявцев (1982), Милевич ( ), М Раттер (1987), А. Робер (), Ф. Тильман (1988)) под нарушением поведения подразумевают отклонение от норм внешне наблюдаемых действий (поступков), в которых реализуется внутреннее побуждение человека. Они могут проявляться как в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях, суждениях, умозаключениях (вербальное и невербальное нарушение поведения). Таким образом, под девиантным поведением мы понимаем систему поступков или отдельные поступки, действия, противоречия принятым в обществе нормам и проявляются они в виде несбалансированности психических процессов, эмоционально-волевой и потребностно-личностной сферы, дезадаптивности и уклонения (способности и неспособности) от контроля над собственным поведением.

Рассмотрим подробнее понятия поведения, девиации и нормы.

Понятие девиантного, отклоняющегося поведения – это понятие социально-психологическое и обозначает отклонение от принятых в данном конкретном обществе, группе норм межличностных отношений: действий, поступков и высказываний. Таким образом, в основе оценки девиантного поведения лежит анализ его взаимодействия с окружающей средой, с реальностью. Главенствующим принципом нормы в межличностных отношениях является «адаптивная активность» личности к реальному окружению.В последние годы наблюдается значительная эволюция понимания срциально-психологической адаптации. Исследователи  все больше разводят понятия приспособление (adjustment) и собственно адаптация (adaptation); движение от пассивного приспособления к построению системы продуктивного взаимодействия личности и среды; от конечной цели гомеостатического равновесия, отсутствия конфлмктов, к конечной цели – самоактуализации и самореализации личности в реальной среде.В рамках последнего представления понятие адаптивность рассматривается Петровским В.А., которая трактуется в предельно широком смысле, но существенным является адаптация к социальной среде в виде выполнения предъявляемых со стороны общества требований, ожиданий, норм, соблюдение которых гарантирует «полноценность» субъекта как члена общества. Говоря об адаптиции имеется в виду также и процессы «самоприспособления»: саморегуляцию, подчинение высших интересов и т.п. Приспосабливает ли индивид себя к миру или подчиняет мир исходным своим интересам – в любом случае он отстаивает себя перед миром в тех своих проявлениях, которые в нем уже были и есть и которые постепенно обнаруживаются, образуя базис многообразных явлений активности человека. (Петровский В.А.1992, с.25). 

Овчарова Р.В.(2000, с.240) рассматривает адаптивное поведение на психологическом уровне в широком смысле и определяет как совокупность саморегулирующих процессов, обеспечиваемых врожденными или приобретенными психофизиологическими и психическими механизмами. Протекание этих процессов –детерминировано объективными (характеристики среды) и субъективными (индивидуально-личностные особенности субъекта) условиями: данные процессы лежат в основе деятельностей, составляющих поведение, направленное на достижение полезного результат, не противоречащего особенностям и / или личностным смысловым установкам субъекта, а также в основе эмоциональной регуляции и переживания осуществляемого поведения. Овчарова Р.В. выделяет структуру адаптивного поведения, где останавливается и на изучении нарушенного поведения, который можно изучать на уровнях: патофизиологии; нейропсихологии и патологии ВНД; патопсихологии; и изучение отклонений социального поведения.

Выделяют следующие виды взаимодействия индивида с реальностью:

1.  приспособление

2.  противодействие реальности

3.  болезненное противодействие реальности

4.  уход от реальности

5.  игнорирование реальности.

Рассмотрим подробнее виды взаимодействия.

1. Приспособление – такое поведение характерно здоровой личности, где наблюдается сбалансированность психических процессов (на уровне темперамента), адаптивность и само актуализация (на уровне характерологических особенностей) и духовность, (на личностном уровне). Гармоничный человек выбирает приспособление к реальности. Однако нельзя забывать, что реальность, ситуация может быть негармоничной, агрессивной. Примеров достаточно много в современной реальности: отсутствие тепла в северных районах страны, электроэнергии, хроническая невыплата заработной платы работникам бюджетной сферы, безработица, беспризорники, беженцы и многое другое  Добровольное приспособление к условиям существования такого

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
145 Kb
Скачали:
0