Тест Амтхауэра. Руководство по проведению теста и анализу его результатов

Страницы работы

Содержание работы

ТЕСТ АМТХАУЭРА

(фрагменты книги Р.Амтхауэра "ИСТ-70.  Тест по определению интеллекта.

Руководство по проведению теста и анализу его результатов).

ВВЕДЕНИЕ

Метод получил название "структурный тест по проверке  интеллекта, что подчеркивает то,  что метод позволяет не только получить данные об уровне интеллекта, но и выявить его структуру.

Интеллект рассматривается   в   качестве   особой   структуры   в соответствующей  структуре  личности  человека.  Интеллект,  в   нашем понимании,   -   это   структурная   совокупность   духовно-умственных способностей,  проявляющихся  в  результатах  деятельности  и   дающих человеку   возможность  существовать  в  окружающем  мире  в  качестве действующего элемента.  Интеллект может быть обнаружен только  по  его проявлениям,   т.е.   тогда,   когда   он  проявляется  в  результатах деятельности.

Даже если  эту особую структуру приходится рассматривать в отрыве от личности в целом,  мы все-таки отдаем себе отчет  в  том,  что  она тесно  связана со стимулами,  волей и другими факторами и не идентична только интеллектуальным процессам.

Мы далеки   от   мысли   рассматривать   и   изучать   результаты интеллектуальной деятельности или связанные  с  ними  способности  как существующие  независимо  друг  от  друга.  Изолированное рассмотрение никогда не даст представления о многообразии умственной деятельности и лежащих в ее основе способностей. Оно приведет к обнаружению множества факторов, соотношение которых невозможно будет объяснить с достаточной ясностью.  В  итоге  исследователь  окажется  в тупике,  для выхода из которого ему опять-таки потребуется психологическая  интерпретация,  и он   будет  вынужден  прибегнуть  к  такому  методу  анализа,  который адекватен духовной жизни с присущей  ей  динамикой.  В  своей  рабочей гипотезе  мы  исходим  поэтому  из  предпосылки,  что  все  результаты деятельности и лежащие в их основе способности находятся  в  сочетании друг с другом, образуя соответствующую структуру. Члены этой структуры расположены в иерархическом  порядке.  Подобно  тому,  как  во  всякой иерархии  доминирующая  сфера оказывает большее или меньшее влияние на все остальные сферы,  члены такой иерархической  структуры  испытывают влияние со стороны доминирующих факторов и определяются ими.

Вскрыть такие  структурные  принципы,  существование  которых  мы предполагаем  в качестве рабочей гипотезы,  будет возможно,  по нашему мнению, только путем эмпирической работы, которая должна проходить под постоянным  и строжайшим контролем.  Их дальнейшее освещение не сможет более ограничиваться только количественными данными.  Последние скорее образуют   лишь   прочную  наличность,  которая  должна  сочетаться  с интуицией.  Интуиция   же,   в   свою   очередь,   получит   благодаря количественным данным четкие контуры и станет направленной интуицией.

Таким образом,  происходит  объединение  двух   исследовательских направлений:   одного,   стремящегося  к  получению  на  основе  чисто эмпирической работы точных и,  по возможности,  объективных данных,  и другого,  основывающегося  на  психологических  методах  и пытающегося постичь существенно больше интуитивным путем.

Таковы в  общих  чертах  особенности  работы методом структурного теста по определению интеллекта.  В последующем изложении даются  лишь описания   инструмента  исследования  и  руководство  по  исследованию метода, а также основные направления анализа результатов и возможности их интерпретации.

РУКОВОДСТВО ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИСПЫТАНИЙ

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ одного испытания методом ИСТ требуется:

1. Тестовые тетради по параллельным формам А и Б.

Эти тетради содержат 9 групп заданий  с  общим  числом  отдельных заданий 180; кроме того примеры и пояснения к каждой группе заданий.

Формы соответствуют друг другу по степени трудности и  значимости и  должны  использоваться  в  качестве вариантов,  т.е.  при повторном проведении испытаний даются соответствующие параллельные  формы,  а  в рамках  одной  группы  испытуемых даются различные формы с тем,  чтобы сидящие рядом лица работали с различными формами.

2. Дополнительные  листы  с тестовым тетрадям (анкеты для заданий на запоминание).

3. Бланки (или анкеты) для ответов.

ДЛЯ АНАЛИЗА результатов испытаний требуются:

1. Шаблоны  для анкет по соответствующим параллельным формам.

2. 4  0Таблицы  норм  для  различных  видов  школьного  образования.

3. 4  0Таблицы  норм  для различных возрастных групп.

ДЛЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ 4  0результатов требуется:

1. Таблицы  для  различных  видов  школьного образования с учетом отклонений от М в SW (стандартное значение).

2. Таблицы для профессиональных групп в SW.

3. Таблицы профилей профессиональных групп с учетом отклонений от среднего значения М в SW.

МАТЕРИАЛ для проведения испытаний готовят  следующим  образом:  в тетради вкладывают анкеты для ответов сразу после обложки.

Необходимо иметь:  секундомер  (часы   с   секундной   стрелкой), количество   карандашей   и  резинок  по  числу  испытуемых,  запасные карандаши, резинки, тестовые тетради и анкеты.

ЧИСЛО испытуемых   в   группе   рекомендуется,   по  возможности, ограничить 10-20 чел.

ОБЩЕЕ время  испытания  около  90  мин.  При проведении испытания следует   учитывать   те   правила,   которые   относятся   к   любому психологическому  тесту.  Прежде всего необходимо подобрать подходящее помещение и выбрать такое время,  в  течение  которого  обеспечивается оптимальная работоспособность участников.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Дополнительные материалы
Размер файла:
83 Kb
Скачали:
0