Школьная дезадаптация. Дезадаптация школьников младших классов

Страницы работы

37 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

  Глава 4. Школьная дезадаптация.

4.1. Дезадаптация школьников младших классов

В последние годы мы наблюдаем тенденцию к усложнению школьных программ. Уплотнение и усложнение программы начальной школы дополнительными предметами на фоне практически развалившейся системы дошкольного образования приводит к резкой дифференциации детей, как по уровню психического развития, так и готовности к школе. Такая система обучения явно не учитывает  особенности физиологического и психологического развития ребенка. Для многих детей темп и объем программы оказывается чрезмерным – и все большее количества младших школьников попадают в категорию «неуспевающих». Чем выше планка требований, тем больше детей «группы риска», «трудных», «проблемных». Насыщенные программы не учитывают низкую мотивацию, возможные пропуски по болезни, весеннюю усталость, отсутствие полноценного питания, внутрисемейных и других стрессовых ситуаций и др. Неуспевающий ученик получает больше замечаний, отрицательных оценок, изменяет отношение к нему со стороны одноклассников и родителей - эмоциональный дискомфорт, возникающий при этом, снижает самооценку школьника, формирует ориентацию на неуспех и стойкое негативное отношение к школе, которое в более старшем возрасте становится одним из факторов девиантного поведения.

Проблемы школьной адаптации и дезадаптации всегда интересовали педагогов, психологов, врачей (П.П.Блонский,1928; А.Л.Венгер, Е.В.Филиппова,1980; М.И.Лисина, И.В.Дубровина и др.1990; В.В.Ковалев,1985; С.А.Беличева 1995; Н.Г.Лусканова и И.А.Коробейников 1995; Р.В.Овчарова 1995,2000 и др.). В последних исследованиях по проблемам школьной адаптации и дезадаптации отмечаются, что у 25-30 процентов детей начальных классов наблюдаются : хроническое отставание в усвоении знаний, различные формы отклонений в поведении, вплоть до асоциальных форм поведения, изменения в эмоционально-личностной сферах.

Немаловажную роль в провоцировании дезадаптивных форм поведения играют учителя школ и ролители.

4.1.1.Социальная и педагогическая запущенность как условия школьной дезадаптации

Взаимодействие ребенка в процессе развития с социальной микро и макро средой характеризуется как социализация личности. В ходе этого процесса происходит социальное развитие, осуществляется социальное формирование личности, происходит социальная адаптация. Процесс социализации продолжается в школе. И здесь существенная роль принадлежит особенностям самого ребенка, учителю (ям), сверстникам и родителям.

 Результаты всех социальных воздействий на ребенка, целенаправленных или стихийных, позитивных или негативных создают условия социального развития ребенка. Основным показателем успешной социализации личности является социальная адаптация. Нередко возможности и условия микро- и макросреды приводит к дезадаптации и как следствие деформация развития и десоциализация ребенка. Процесс социализации продолжается, но он уже не соответствует нормам, принятым в данной группе. Десоциализирующее влияние среды (семья, школа, учителя, сверстники и др.) усиливаются индивидуальными особенностями ребенка (темперамент, характер и пр.) характер и динамика его социального развития связан с интеграцией в референтные группы (семья, школа, учитель, школьный класс, сверстники и пр.), в которых проходит его идентификация и персонализация. Если этот процесс протекает без проблем, фаза адаптации референтной группы пройдена ребенком успешно. (Овчарова Р.В.1995).

В последняя десятилетие педагоги, психологи с большой тревогой отмечают увеличивающее число дезадаптированных  детей, поступающих в первый класс. При этом они отмечают, что в большинстве случаев это связано с массовым закрытием дошкольных и досуговых учреждений. По некоторым данным по России сокращение детских садов достигло 50%, в сельской местности они практически полностью отсутствуют. Сельские клубы закрыты, детские библиотеки не пополняются литературой. Данная категория детей будет и социально и педагогически запущенными.

Овчарова Р.В. в своем диссертационном исследовании разделяет и обосновывает понятия социальная запущенность и педагогическая запущенность. Овчарова Р.В. (1995, 67с.) рассматривает социально-педагогическую запущенность с двух сторон: социальная запущенность

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
205 Kb
Скачали:
0