Критерии диагностики девиантного поведения. Неадекватность, критичность, непродуктивность

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Критерии диагностики девиантного поведения

Психологи, социальные педагоги, учителя часто сталкиваются со случаями осложнений психического развития и поведения ребенка. В В большинстве случаев отклонения от нормы, не являются симптомом психического заболевания ребенка, а отражают особенности возрастного криза  (1 года, 3, 7 лет и пр.). В период кризиса эти отклонения, несмотря на трудновоспитуемость детей, свидетельствуют о нормальном ходе процесса психического и личностного развития.

Остановимся на характеристике  критериев нарушений  психического развития и поведения, которые можно считать типичными для здоровых детей.  Проблема здоровья и болезни, нормы и патологии относится к важнейшим теоретическим и практическим проблемам. Понятие психической нормы достаточно расплычато и относительно. Вообще категория «нормальности» психики человека исследована недостаточно и не имеет строгих критериев. С одной стороны это связано с большими индивидуальными различиями в психике человека, которые обусловлены как биологическими, так и социокультурными факторами развития. С другой стороны, человек становится объектом наблюдения, исследования и лечения именно тогда, когда его поведение или какие-то иные особенности начинают обращать на себя внимание окружающих, мешают им или самому человеку (Белопольская Н.Л.2000, с.13).

Наиболее систематизированный анализ существующих в психологии представлений о норме представлен в работе Лучкова В.В., Рокитянского В.Р (1987). Они отмечают, что психологи понимания нормы и патологии,  позаимствовали из медицины и, в частности, из психиатрии. Параллельно с медицинским направлением развивается статистическое направление, здесь понимание нормы понимается как статистическая величина, а не качественная характеристика. Анализ, имеющихся направлений в психологии позволил авторам выделить следующие представления понятия «норма»:

1.  Норма как предписание или запрет;

2.  Норма как идеал, как соответствие требованием той социальной среды, в которой живет человек;

3.  Норма как диапазон вариативности, присущий большинству членов данной популяции;

4.  Норма как соответствие тем или иным  теоретико-психологическим конструктам.

В западной психологии наиболее важным критерием нормы психического развития и поведения выступает способность субъекта к адаптации. В настоящее время в отечественной психологии достаточно критически пересматривается отношение к понятиям адаптация и критерию нормативного поведения и развития - адаптивность. Но в большинстве случаев все таки адаптацию рассматривают как один из аспектов психического развития. Н.Л. Белопольская (2000,с.14-15), проводя длительные наблюдения за  людьми, страдающими различными психическими заболеваниями выделила некоторые психологические критерии, которые помогают различить нормальное и аномальное состояние. Опираясь на них, конечно нельзя поставить диагноз и сделать вывод о наличии определенного психического заболевания, однако можно ставить вопрос об отклонении от нормы. К числу таких критериев Н.Л. Белопольская относит неадекватность, критичность и непродуктивность. Первым психологическим критерием оценки является – неадекватность, которая может проявляться в несоразмерности эмоциональных реакций, поступков, поведения в целом, речевых высказываний, мимики и жестов человека той ситуации, в которой он находится.

Второй критерий – это критичность, которая может быть снижена или вовсе отсутствовать у человека по отношению к своим поступкам, к своему физическому и психическому состоянию, своему поведению, высказываниям, результатам своей деятельности и т.д. Критичность может выражаться в раскаянии в том, что сделано, и в понимании, что действие или реакция были неправильными, неадекватными и в способности слушать и воспринимать мнение других людей, говорящих, например, о возможном наличии болезни или о необходимости измениться или показаться врачу. Часто на ранних стадиях заболеваниях критичность еще сохраняется. Человека волнуют и пугают отдельные симптомы, он пытается с ними справиться или разобраться. По мере развития заболевания критичность снижается, а иногда и утрачивается. Больные могут с уверенность говорить абсурдные вещи, не видеть ничего особенного в своем поведении и пр.

Третий критерий – непродуктивность деятельности. В этом случае человек не нацелен на конечный результат своей деятельности. Ему интересен только сам процесс (например, целыми днями рисует картины, но никому их не показывает, теряет). Сама деятельность не имеет смысла, и результат, продукт никому, иногда даже самому больному, не интересен и не нужен.

Таким образом, предложенные критерии: адаптивность, неадекватность, критичность, непродуктивность могут служить первым ориентиром для психолога, позволяющим разграничить норму/отклонение в поведении и психологическом состоянии человека.

 В психологии помимо предложенных критериев диагностики нарушений

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
57 Kb
Скачали:
0