Использование психодиагностических методов в деятельности военного психолога. Проблема достоверности диагностической информации, страница 2

В основе подобного поведения респондентов чаще всего находится их мотивация участия в обследовании.Поэтому психологу рекомендуется перед началом опроса, _во-первых .,побудить респондентов к взаимовыгодному  сотрудничеству через  придание его предполагаемым результатам высокой социальной и личностной значимости,и, _во-вторых .,снять у них  опасения  за возможные негативные последствия исследования.

Другой аспект состоятельности респондентов как источника  получения психологической  информации  заключается  в их способности сделать объективно фиксируемыми свои чувства,эмоции,состояния,статусные  позиции и  т.д.То  есть,может  ли  испытуемый адекватно воспринимать смысл вопросов (утверждений) и в соответствии со своим  опытом,знаниями,мнением и отношением к ним так же адекватно формулировать ответы?

Для выявления респондентов с установочным поведением с целью сохранения достоверности  информации  используются различные методические приёмы.Чаще всего удаётся установить респондентов со вторым и  третьим типами такого поведения при ответах.при этом тендирующие к крайним или промежуточным ответам определяются на основе визуального или статистического рассмотрения  индивидуальных ответов на вопросы,а склонные давать социально желательные ответы выявляются с  использованием  специальных шкал  искренности,которые  иногда  называют  "шкалами  лжи",или

"шкалами достоверности".

Как поступать  психологу,если  по результатам опроса выявятся респонденты с каким - либо типом установочного поведения?

Универсальных рецептов на этот счёт нет,но в любом случае следует разобраться в детерминации подобной тенденции  с  каждым  индивидуально.Обычно применяется  личная беседа,в ходе которой уточняется наличие такого рода ориентировочной ответной реакции на вопросы,иногда используется повторное  обоснование,или исследуются факторы,возможно определяющие подобного рода тенденцию.

Вторым источником снижения достоверности психологической информации является сам военный психолог,непрофессиональное поведение которого может  привести  к  искажению  ответов на вопросы (задания) теста.В

этой связи чрезвычайно актуальным является соблюдение  этических  норм и правил  деятельности психолога - практика и особенно выполнение требования стандартности обследования для всех испытуемых.

Психологу в своей практической деятельности приходится встречаться с искажением диагностической информации,связанными с формой или содержанием вопросов  (утверждений) или задач теста.(и те и другие имеют общее название - задание теста (схема 1).

При этом  чаще  всего  к искажениям приводят следующие недостатки формы заданий:

- некачественное  полиграфическое  исполнение  по выбранным шрифту,его размерам,цвету и удобству прочтения (несоответствия стандарту);

- нерациональное их размещение или компановка;

- нарушение принципа соответствия естественого направления  взора человека при  чтении  (слева  направо,сверху  вниз) последовательности размещения теста,если это не предусмотрено концепцией  теста  (т.е.,не имеет особого диагностического смысла);

- статистические и грамматические ошибки;

- форма  заданий  вызывает  другие,в том числе не предусмотренные разработчиком теста ассоциации или поведенческие  реакции,связанные  с социокультурными особенностями респондентов (испытуемых).

Во всех таких случаях военному психологу необходимо провести  дополнительную работу  по правильному оформлению стимульного материала и сообщить об этом в головную организацию или автору (владельцу) методики.

Не менее важным представляется учёт  возможных  причин  искажения ответов,связанных с  содержанием заданий теста.Если речь идёт о вопросах или утверждениях,то необходимо иметь в виду следующие:

 _Во-первых .,некоторые вопросы по своему смыслу могут иметь личностную значимость и особую  суверенность  для  респондента.Поэтому  такие вопросы часто  вызывают желание защититься либо избеганием ответа,либо выбором заведомо недостоверного его варианта;

 _Во-вторых .,откровенно бестактные,неэтичные   вопросы,если  это  не предусмотрено диагностической задачей тестирования,часто  вызывают,негативную,или даже агрессивную реакцию испытуемых;

 _В-третьих .,в вопросах (заданиях) могут быть слова или специальные термины,незнакомые респондентам.Поэтому перед началом обследования следует предупредить испытуемых о порядке действий в  таком  случае  и разъяснять их смысл индивидуально.

Таким образом,возможные искажения ответов испытуемых,в основе которых лежит их установочное поведение,непрофессионализм психолога,форма и содержание вопросов (заданий) теста,должны  быть  под  постоянным контролем специалистов  и  руководителей  соответствующих  структур  и учерждений.Анализ и учёт факторов,снижающих  достоверность  психологической информации,полученной  методом  опроса,позволит избежать её неверных интерпретаций и формулирования выводов по результатам  обследования.