Использование психодиагностических методов в деятельности военного психолога. Проблема достоверности диагностической информации

Страницы работы

Содержание работы

Глава: Использование психодиагностических методов в  деятельности военного психолога.

$1.Проблема достоверности диагностической информации.

Одним из важнейших направлений  в  профессиональной  деятельности военного психолога  является психологичекая диагностика.Являясь теоретической дисциплиной и вместе с тем практической работой,психодиагностика помогает  психологу решать в рамках его компетенции различные задачи.

Важно знать,что  психодиагностика  в  этой  связи приобретает два значения:теоретическая психодиагностика объясняет,"как делать психологический диагноз",а  практическая  -  "что нужно делать при постановке психологического диагноза".

Предметной областью теоретической психодиагностики являются:

 _Во-первых .,теоретическая обоснованность принципиального  (реального) существования  психологических  характеристик  человека,выделенных

(или определённых) для диагностики (теоретическая реальность изучаемых психологических черт,свойств,особенностей личности).

 _Во-вторых .,закономерности и правила подготовки и выполнения  предварительных и итоговых заключений по результатам психологического изучения (обследования) и оценки.

Самым важным  здесь  является разработка принципов,определяющих в ходе психодиагностической деятельности,переход от констатации  эмпирических индикаторов  (признаков) или проявлений психологических явлений процессов,состояний и свойств,к фиксированию  их  выраженности,частотности или интенсивности.

В основе теоретической  психодиагностики  находятся  три  области психологического знания:(а)базовые  дисциплины:общая,социальная и дифференциальная психологии;(б)общая  и   дифференциальная   психометрика;(в)потребности практики,определяющие спектр,объём и сложность диагностических задач.

Теоретическое знание,полученное на основе базовых психологических дисциплин,позволяет установить теоретический смысл и практическую значимость диагностируемой  психологической  характеристики  для  решения какой - либо практической или научной задачи.В то же время дифференциальная психометрия  определяет принципиальную возможность,правила,процедуры и приёмы измерения такой психологической характеристики.

В свою  очередь потребности деятельности людей определяют необходимость использования психологического знания  при  решении  различных задач.Эти потребности являются основанием для выдвижения психодиагностических задач и выделения собственно предметной области психодиагностики.

В качестве предметной области психодиагностики могут быть  выдвинуты две  основных  проблемы. _Первая  проблема . сводится к достоверности психологической информации,полученной  с  помощью   опросников   (тестов),так как  на  современном этапе они являются основным методическим инструментарием военного психолога.Теоретический анализ и  накопленный войсковой опыт свидетельствуют о том,что во многом достоверность зависит,а иногда и определяется,полнотой учёта общепринятых правил и  норм использования психодиагностического  инструментария.В  соответствии  с установленными стандартами (1),целесообразно придерживаться определённых требований в применении психодиагностических методик.

 _Вторая проблема . включает все аспекты  психометрических  оснований психодиагностических методик  с использованием сложившегося математико

- статистического аппарата и непараметрических процедур.

Исследования и  практика показывают,что испытуемые по разному относятся к обследованию,находясь в ситуации "добровольного испытуемого"

- то  есть  человека,по  своей  воле  обратившегося к психологу за помощью,или ситуации "принудительного испытания",когда человек находится в ситуации  обязательной проверки - экспертизы.Психолог - практик должен знать,что в ситуации "проверки - экспертизы" испытуемый обязательно контролирует  свои реакции поведения,что выражается в тенденции показать себя в лучшем виде,"подать себя",или добиться своих целей путём симуляции.в то  же  время в ситуации,когда человек имеет реальные затруднения или проблемы,которые мешают ему,или его окружающим  нормально жить,нет никакого  смысла  скрывать  истинное положение дел,затруднять сотрудничество с военным психологом,тем более сознательно  фальсыфицировать ответы на вопросы.

Таким образом,в ситуации обследования психолог может  встретиться с обстоятельствами,когда  достоверность полученной психологической информации является проблематичной.Чаще всего такая ситуация встречается при использовании опросных процедур,когда источниками искажения информации выступают либо испытуемый,либо сам психолог.Иногда причиной  искажения является форма или содержание вопросов.

Обращаясь к расмотрению испытуемых как возможной причины снижения достоверности данных,следует подчеркнуть,прежде всего,  их состоятельность (возможности) как источников получения информации  о  нём  самом или других людях,событиях,явлениях и процессах.

В начале военный психолог должен обязательно обратить внимание  в этой связи  на  ориентировочное  (установочное)  поведение  респондентов.Наиболее часто встречаются четыре его типа:1.ответы на вопросы или утверждения "с  потолка",лишь  бы  побыстрее  окончить процедуру опроса;2.тенденция давать либо только крайние,либо только промежуточные  ответы;3.склонность давать  социально  одобряемые (желательные) ответы с занижением своих отрицательных и завышением положительных  характеристик (качеств,свойств);4.склонность,противоположно  направленная третьему типу поведения - завышение отрицательных и занижение своих положительных свойств и качеств.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Психология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
45 Kb
Скачали:
0