Интерпретация mbti. Специфика интерпретации, первые шаги, страница 4

- в случае,  если респондент в результате воздействия социальных стереотипов затрудняется  в  выборе  "своего"  ответа

(особенно часто это встречается в шкале TF, поскольку в сознании многих  "мышление"  отождествляется  с  маскулинностью,  а

"чувство" - с фемининностью;

- в случае,  если респондент в настоящее время переживает период личностного роста, в ходе которого ранее неиспользуемые процессы начинают развиваться;  при этом возможна неопределенность в отношении "старых" предпочитаемых процессов.

Все методики,  основанные  на  самоотчете   респондентов, сталкиваются  с описанными выше трудностями.  Поскольку в MBTI

все ответы дихотомизированы и поскольку  типологическая теория

Майерс-Бриггс  предполагает  существование  у каждого человека

"истинных" предпочтений,  психологу следует на  каждой  стадии процесса интерпретации быть внимательным к словам респондента, чтобы помочь ему точно определить свои предпочтения.

Далеко не  всегда  респондентам  удается верно определить свои предпочтения при заполнении опросника, поэтому НЕОБХОДИМО

провести последующий анализ его результатов.  Ключевым инструментом является полное описание типа. Любые сомнения или колебания респондента должны быть учтены. Ниже мы предлагаем вашему вниманию подробный перечень всех шагов  и  шажков,  которые возможны  при интерпретации MBTI;  по мере накопления опыта вы сами сможете определить,  какие из них необходимы в  работе  с данным респондентом, а какие можно пропустить.


- 8 З. КРАТКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИНТЕРПРЕТАЦИИ MBTI:

1. Объяснение сути опросника MBTI как инструмента самопознания

- MBTI имеет дело с индивидуальными различиями в восприятии информации и принятии решений;

- MBTI описывает интересные и важные поведенческие стереотипы, знание которых полезно для понимания людей и их взаимодействия;

- MBTI  - это не тест,  а ИНДИКАТОР,  здесь нет "правильных" или "неправильных" ответов.

2. Объяснение  типологической  теории  (NB:   используйте язык, понятный тому, с кем вы говорите)

- тип - это удобный способ описания различных психических процессов (восприятия и оценки);

- нет "хороших" или "плохих" типов; у каждого из них есть свои достоинства и свои слабости.

- существует четыре процесса (S,  N, T, F) и четыре установки (E, I, J, P); они составляют четыре пары оппозиций: S-N,

T-F, E-I, J-P;

- каждый  использует  все  процессы  и все установки,  но больше любит или ПРЕДПОЧИТАЕТ один из полюсов в каждой паре;

- конкретные примеры проявления каждого из элементов.

3. Понимание результатов MBTI

- комбинации элементов составляют тип респондента;

- примеры проявления типа респондента из его личного опыта

- различные социальные роли влияют на результаты MBTI

4. Психологическая поддержка респондента

- помочь ему преодолеть начальное смущение, подбодрить;

- точность определения типа зависит в первую  очередь  от самого респондента;

- опираясь на предпочитаемые  процессы,  респондент  осуществляет свой личностный и профессиональный рост;

- поощрение вопросов и комментариев респондента;

- невербальное поведение психолога должно соответствовать его словам;


- 9 - использование вопросов вместо категорических утверждений.

- именно от респондента зависит точность определения его типа

И. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ЧИСЛЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ MBTI

Количественная интерпретация MBTI,  как правило, не рекомендуется. Получаемые в результате подсчета коэффициенты показывают  только направленность предпочтений,  а не их интенсивность. Любые вопросы респондента об этих коэффициентах следует использовать  для совместного анализа его предпочтений.  В отдельных случаях численные показатели дают информацию о вероятности  точного определения респондентом своих предпочтений,  а также о важности данного предпочтения для респондента.