Формирование понятий. Формирование единичных представлений на основе наблюдения, сравнения, сопоставления

Страницы работы

11 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Формирование понятий на уроке происходит за счет отбора существенных признаков, выявления связей. Происходит процесс  обобщения существенных признаков  понятия.

Пример: после рассмотрения рисунков, иллюстрирующих добрые поступки, учащиеся отвечают на вопрос: « Что объединяет все эти поступки?»

Среди обществоведческих и исторических понятий есть такие, которые не могут быть сформированы на основе наблюдений, так таких объектов в окружении учащихся нет.

Из множества представлений в сознании школьников формируется некий обобщенный образ. Синтезу этих характерных признаков помогает типовая схема – по мере выявления общих черт учитель рисует схему. После этого ученики с помощью учителя дают определение понятия.

Пример: На уроке « Мировое хозяйство»  учитель предлагает учащимся схему:  Какими должны быть деньги? 

Большую роль в определении понятий играют наглядность, словесные методы (описания), ассоциативные связи между формируемыми представлениями и представлениями уже сформированными. 

Пример: На уроке по теме « Кто во что верит» ( курс « Человек и человечество») предлагается авторами пособия обобщающий текст объединяющий описание и ассоциативные связи:

 « - Меня бабушка Тамара в церковь водила и говорила, что если чего-то боишься, то лучше Богу молиться – легче станет, - рассказала Анюта.

-  А где , по- твоему , Бог живет? – решил поспорить с ней Илюша.- Ведь не на небе же! В верхних слоях атмосферы очень холодно. А в космосе вообще никто жить не может.

- А бабушка Тамара мне говорила, что Бог у каждого в душе!- ответила Анюта.

- По- моему , вы зря спорите, - заметила мама.

- Нам так много рассказывали о разных религиях, вспомнила Анюта. -  Что же это такое?

- Религией называют веру людей в существование высших, сверхъестественных сил – одного Бога или разных богов. Еще в эпоху первобытного мира люди задумывались о том, почему светит солнце и идет дождь, почему в один день охота удачная, а в другой – нет, что происходит с человеком после его смерти. Они думали так: полностью человек не умирает. Его душа , наполненная всеми этими мыслями , чувствами, мечтами, просто покидает тело. Души умерших людей должны где-то обитать – за горами, или на небесах, или под землей… Если у человека есть душа, рассуждали первобытные люди, то она должна быть и у всех остальных – у волка, птицы, дуба и даже у камня и ручейка. С ними можно поговорить, попросить о помощи. Но можно и рассердить их! Если же прогневить ветер, солнце, дождь, грозу, это может плохо кончиться для человека. Эти могущественные силы природы люди назвали богами. ( Д.Д.Данилов, Г.Э.Белицкая и др. Человек и человечество. Вводный курс истории и обществознания. – М., 2003.)

При формировании понятий по дедуктивному пути работа начинается с определения понятия. После чего это определение насыщается представлениями ( уже имеющимися у школьников и вновь получаемыми), которые затем вновь обобщаются , и сделанное ранее определение, усвоенное вначале чисто формально, приобретает для детей более глубокий, точный смысл. Дальнейшее развитие понятия идет так же, как и в первом варианте: насыщение понятия новыми представлениями, синтез, усвоение понятия на новом уровне и т.д.. Схема обучения здесь выглядит следующим образом : понятие =  представление1 +представление2 +представление3 - обобщение-определение понятия на новом уровне – интерпретация новых фактов, наблюдений в рамках сформированного понятия. ( Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах.,М., 2002г.)

Пример : В курсе « Человек и человечество» на уроке по теме « Что человечество ценит больше всего»  можно использовать следующий прием работы над понятием

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
88 Kb
Скачали:
0