Теоретические основы обучения геометрии в курсе математики для начальной школы. Психолого – педагогические проблемы обучения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Мальчик: Я думаю, что на левом рисунке все точки, которые отмечены на замкнутой линии, находятся на одинаковом расстоянии от точки О, а на правом - это условие не выполняется.

Проверь! Прав ли мальчик?

Поставь на линии слева ещё 4 точки. На каком расстоянии от точки О они будут находиться?

Замкнутая кривая слева – окружность.

С помощью какого инструмента можно провести окружность?

№ 450 (с.157)

Выбери рисунок, на котором все точки линии находятся на одинаковом расстоянии от точки О. Как называется такая линия?

http://15.shkola.hc.ru/site/istomina.files/image039.jpg

№ 451 (с.158)

Можно ли провести окружность с центром в точке О так, чтобы она проходила через точки А, В, С, Д:

http://15.shkola.hc.ru/site/istomina.files/image040.jpg

№ 452 (с.158)  Какие точки лежат на окружностях:

а)  с центром в точке О и с центром в точке М?

б)  с центром в точке М и с центром в точке К?

  http://15.shkola.hc.ru/site/istomina.files/image041.jpg 

  № 453 (с.159) Наложи на страницу учебника прозрачный лист бумаги и обведи на нём замкнутую кривую линию.

Проверь!  Можно  ли  назвать  эту  линию  окружностью?  Вырежи фигуру,  ограниченную  кривой линией.

http://15.shkola.hc.ru/site/istomina.files/image042.jpg

R  У тебя получился  круг.

Если соединить любую точку окружности с ее центром, то получится отрезок, который называется радиусом окружности или радиусом круга (R).

Попробуй построить окружность, у которой:

а)  R = 4 см, б)R = 3 см.

 № 454 (с.159) Подумай, можно ли провести пять осей симметрии в круге. Как это проверить?

3 класс.

Продолжается работа, связанная с изучением геометрических фигур и с развитием пространственного мышления, Пользуясь инструментами (линейка, циркуль, угольник)  дети решают задачи на построение симметричных точек относительно данной прямой. Задания на симметричные фигуры, ось симметрии, построение симметричных фигур относительно данной прямой с помощью инструментов.

Уроки по данной теме можно начать с задания №552 (с. 165).

«Наложи прозрачную бумагу на страницу учебника, переведи на нее эти фигуры и вырежи их.

http://15.shkola.hc.ru/site/istomina.files/image043.jpg


Можно ли утверждать, что эти фигуры симметричные? Как можно это проверить? Сколько осей симметрии в каждой фигуре?»

А лучше предложить учащимся просмотреть учебник и найти в нем рисунки с симметричными фигурами.

№553 (с. 166)

http://15.shkola.hc.ru/site/istomina.files/image044.jpg

http://15.shkola.hc.ru/site/istomina.files/image045.jpg


  Перед классом ставит вопрос: «Кто догадается, как с помощью циркуля, линейки и угольника построить  точку, симметричную данной, если прямая - ось симметрии?» Дети высказывают свои предложения, желающие пробуют выполнить построение на доске, все остальные наблюдают. Не следует жалеть времени на этот поиск.

В зависимости от действий учеников учитель строит дальнейшую работу по – разному:

-  он может сам выполнить одну операцию, а ребятам предложить действовать дальше;

-  один ученик будет читать в учебнике о действиях Миши, а остальные попробуют выполнить самостоятельно построение симметричной точки в тетрадях (без образца на доске!);

-  школьники сначала прочитают текст в учебнике, затем попытаются самостоятельно воспроизвести описанные там действия в тетради. Возможен и такой вариант. Учитель показывает классу лист, на котором нарисованы прямая и точки: Красная (К), синяя (С), зеленая (З). Говорит: «Маша утверждает, что точки К и С симметричны, Миша -  что точки К и З симметричны. Как это проверить?»

Дети складывают лист по прямой, прокалывают его там, где нарисована точка К, и убеждаются в том, что одновременно прокол попадает на точку З. Учитель может соединить точки К и З и приложить к прямой линии угольник.

Анализ этой ситуации поможет высказать ребятам догадку о построении симметричных точек относительно данной прямой. Организуя эту работу, следует иметь в виду, что задача учителя заключается не в том, чтобы учащиеся скопировали образец его действий и построили симметричную точку, а в том, чтобы они:

-  проявляли сообразительность;

-  учились самостоятельно осмысливать информацию, данную в учебнике;

-  овладевали умением пользоваться инструментами для решения конкретной задачи;

-  использовали представления о симметричных фигурах.

  4 класс.

В четвертом классе, а именно в третьей четверти, повторяются и отрабатываются знания, умения, навыки  о геометрических преобразованиях. Учащиеся вспоминают, как с помощью циркуля и угольника построить точку или фигуру, симметричную относительно данной прямой.

Так же вводятся в активное пользование стереометрические фигуры. Дети активно работают с понятиями: вершина, грань, ребро. Пространственное мышление развивается также при работе с развёртками стереометрических фигур.

№60 (с.28)

Выбери куб, который можно сделать из данной развёртки.

http://15.shkola.hc.ru/site/istomina.files/image046.jpg


№ 6 (с.6)

Догадайся!

а)  Какая фигура "лишняя"?

б)  У какой фигуры 6 вершин, 5 граней, 9 рёбер?

в)  У какой фигуры только одна вершина?

г)  В чём сходство и различие фигур 4 и 5?

д)  Названия каких из этих фигур ты знаешь?

http://15.shkola.hc.ru/site/istomina.files/image047.jpg

Проанализировав все четыре учебника Н. Б. Истоминой, мы видим, что в основе методики формирования геометрических представлений лежит активное использование приемов умственной деятельности, нацеленность на развитие пространственного мышления и установления соответствия между моделями геометрических

Похожие материалы

Информация о работе