Пути умственного воспитания детей и подростков с позиции современных психолого-педагогических исследований. Теория интеллектуального развития Ж.Пиаже

Страницы работы

Содержание работы

11. Пути умственного воспитания детей и подростков с позиции современных психолого-педагогических исследований. Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже. 1. Стадия сенсомоторного интел-а (до 2-х лет). В основе сенсомоторного интел-а лежит такая форма поведения как циркулярная реакция – повторяющаяся реакция. Это всегда практическое действие. 1)в течение 1-го мес.жизни«упражнения рефлексов». 2)1-4 месяца: первичные круговые реакции: реб.многократно повторяет случайно найденное действие, чтобы снова и снова получить необходимый ему рез-т. 3)4-8 месяцев: вторичные круговые реакции: вместе с развитием координации зрения и хватания у ребенка появляются реакции, направленные на внешние предметы, а не на свое тело. 4)8-12 месяцев: дифференциация средства и цели: ребенок использует 2 схемы: - устранение препятствий для достижения цели (отодвигание одной игрушки, чтобы взять другую); - в качестве средства использование самого препятствия (лежит предмет на подушке. Высоко. Он двигает подушку к себе). Ребенок влияет на объекты, наблюдает, что с ним происходит, если он на него подействует. Ребенок впервые экспериментирует.5)12-18 месяцев: третичные круговые реакции. Открытие новых средств для достижения цели путем экспериментирования. Каждый раз по-разному действует с одним и тем же предметом (открывая траекторию падения, ребенок пытается бросить мяч по-разному и с разных точек). 6)18-24 месяца: возникновение подлинного мышления. Решение некоторых задач путем дедукции (от общего к частному). Решения осуществляются не практическим действием, а действием в уме, а с помощью внутреннего экспериментирования (в уме). Ребенок способен к инсайту (к внутреннему и внезапному открытию новых средств без внешнего экспериментирования). 2.  Стадия дооперационного интеллекта: (2-7 лет). 1.допонятийный период (2-4 года): на первый план выходит использование символа, что позволяет в своих мыслях  за пределы наличной ситуации. Они не способны различать различные реальности (воспринимают сон, как реальность.;2.период интуитивного наглядного мышления (5-7 лет): координация и регуляция путем последовательных центраций. 3.Стадия конкретных операций (7-8 – 11-12 лет). Формирования понятия сохранения. Простая обратимость – способность осуществлять внутреннее обратное действие. Простые операции – классификации, сериации, установления соответствий.4.Стадия формальных операций (от 11-12 лет). Формально-логические структуры. Операции в отношении гипотез. Осуществление обратных операций. Оценивая основные положения теории Ж. Пиаже в свете современных данных о когнитивном развитии ребенка, необходимо выделить следующие основные направления критики его концепции:1. Периодизация раз-я интеллекта. Исследователя критикуют за то, что он рассматривает формально-логический интел., как высший уровень интел. Ради справедливости стоит отметить, что, по его представлениям формально-логический интел.может вообще не сформироваться (при неблагоприятных условиях). Так, только 50 % всех подростков владеют формально-операционным мышлением (Райс Ф.). По мнению многих исследователей, этот интел.не является высшей точкой в развитии мышления. Обращают внимание на мышление, основанное на диалектической логике (предвосхищение, прогнозирование, эрудиция, интуиция). Ригель в качестве альтернативы теории Пиаже предложил внести пятую стадию – диалектическую. 2. Пиаже не показал реальных механизмов перехода с одной стадии интел.на другую. Его теория скорее описательная, чем объяснительная.  По Пиаже, переход к овладению понятием сохранения связан с принципом равновесия (последовательные центрации уравновешиваются и координируются между собой, образуя систему). Усилия, например, Брунера были направлены на то, чтобы выявить механизмы формирования сохранения. Основные показатели развития сенсомоторных процессов у ребенка:О- 10 дней жизни реб.: Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение). Движения глаз скачкообразные, иногда сопровождающиеся поворотом головы. Общие движения заторможены. Вздрагивает и мигает при резком звуке (слуховая ориентировочная реакция).О-20 дней: Удерживает в поле зрения неподвижный предмет - фиксирует взглядом на 5 -10 сек. Общие движения заторможены. Успокаивается при сильном звуке (реакция слухового сосредоточения) на 10-15 сек.1 мес:  Следит - плавно прослеживает яркий предмет, находящийся в его поле зрения на расстоянии 40-50 см. Прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки (длительное слуховое сосредоточение). Первая улыбка в ответ на обращенную речь.2-3 мес: Появляется комплекс "оживления" в ответ на обращенную к нему речь, активно ищет глазами источник звука (другого ребенка, издающего звуки).  Лежа на животе, опирается на предплечья и поднимает голову до 2-2,5 мин. При поддержке опирается в течение 45-60 сек.о твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, опираясь на всю ступню. На руках у взрослого удерживает голову в вертикальном положении до 1-1,5 мин.4-5 мес:  Узнает мать, радуется. Рассматривает, захватывает и ощупывает игрушки, привлекшие внимание. Отличает близких людей от чужих (по-разному реагирует на лица). Узнает голос матери и близкого человека. Различает строгую и ласковую интонацию речи. Дифференцированно реагирует на нее.6 -7 мес: Узнает свое имя (радуется, оборачивается в сторону взрослого), различает свое и чужое имя. Переворачивается со спины на живот. Медленно передвигается, переставляя руки или немного подползая, пытаясь достать игрушку. Активно манипулирует игрушками. Хорошо и много ползает в различных направлениях. 8-9 мес: Наблюдает за действиями другого ребенка, смеется, лепечет. Подражает действиям взрослых (катает мяч, открывает крышку и пр.). Сам садится, сидит, ложиться. Встает, придерживаясь руками за барьер, стоит и опускается. Переступает, держась за барьер. Громко, четко, повторно произносит различные слоги.10-12 мес: Много действует по подражанию, применяют предметы дифференцированно. Самостоятельно или по просьбе взрослого выполняет разученные действия.Сам-о стоит, делает первые самостоятельные шаги. Узнает фотографии знакомого человека (мама, папа). Играет с другими детьми, ищет спрятанную игрушку. Ходит самостоятельно, без опоры, чередующимися шагами. Развитие сложных перцептивных действий (на примере зрительных):1)3-4 года: движения глаз совершаются внутри фигуры, иногда на осевой линии, число движений невелико, последующее узнавание фигур не продуктивно.2)4-5 лет: движения также преимущественно внутри, увеличивается их общее количество и количество больших размашистых движений. Появляются группы фиксации взора, относящихся к характерным признакам фигуры.3)5-6 лет: появление движений, прослеживающих контур фигуры, но эти движения охватывают наиболее характерную часть.4)6-7 лет: движения взора идут по контуру, моделируя форму фигуры. Одновременно производятся движения, пересекающих поле фигуры. Восприятие пространства:В ран.детстве реб.не отделяет пространственные отношения м/у предметами от самих предметов. Представления о предметах и их свойствах образуются раньше и служат их основой.Первые представления о направлениях пространства усваивает реб.в 3-х летнем возрасте. Связаны они с его собственным телом. Под руководством взрослого дети начинают выделять направления – слева, справа. Направления спереди, сзади реб.тоже относит только к себе.Дальнейшее развитие заключается в том, что дети начинают выделять отношения м/у предметами («Красный кубик положи справа от синего»). Но это возникает позже. Возраст учеными не определен. У каждого индивидуально.Ориентировка во вр: Восприятие вр.для реб.проходит сложнее, т.к. у чел.нет специального анализатора для определения вр. С момента рождения реб.ориентируется посредством чередования биологических ритмов своей жизни (сон, бодрствование, кормление). В младенчестве дети очень точно ориентируются  во вр.на рефлекторном уровне (т.е. когда пора кушать). Дальнейшее представления реб.о вр.продиктовано наличием трудностей, потому что рефлекторная дуга «еда – время» разрушается. Ребенка начинают кормить, когда он захочет. Начинаются строиться определенные представления, обусловленные чередованием светлого и темного периодов суток. В д,в реб.погружен в нерасчлененное вр.пространство. Его ориентировка во вр.стихийна,т.к. реб.еще не относит временные отношения с объективной реальной временной сеткой он может рассуждать так: «Время вообще есть, но без часов оно незаметно». Дош.живет в собственных представлениях: здесь и теперь. Развитие наглядно-действенного мышления:Развитие мышления начинается со 2 года жизни и связано с освоением ходьбы и овладением речью. Мышление возникает из чисто познавательного отношения к предмету. Манипулируя предметами, он познает их свойства, устанавливает простые связи м/у ними. Например, действия 1,5 реб.имеют ориентационно-пробовательный хар-р (чтобы выяснить, что мячик подпрыгивает, его нужно бросить – т.е. совершить действие). У детей д/в все еще значительную роль играет действенная форма мышления. Однако в мыслительном процессе происходят заметные изменения:-перестройка отношений практический действий к ум-м: к концу раннего возраста возникает способность к представлению. Реб.мысленно может сделать действие. Вместе с интериоризацией (перехода процесса мышления во внутренний план) перестраивается и само практическое действие;-произвольность: исследование цели и намечение средств к ее достижению;-системность: связь с другими психич-и функциями;-осознанность: проявляется в способности все рассказать («Как ты решил задачу?»). Развитие наглядно-образного мышления: Якиманская выделяет 3 типа оперирования образами:

Похожие материалы

Информация о работе