Оценка бизнеса. Схемы реорганизации фирмы, ориентированные на повышение ее стоимости

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Источник: Валдайцев С.В. Оценка бизнеса. 2001

Схемы реорганизации

фирмы, ориентированные

на повышение ее стоимости

Изучив материал главы, вы узнаете

• почему реорганизация компании, как и прочие направления реструктуризации фирмы, могут рассматриваться как способ повышения ее рыночной стоимости

• как реорганизация предприятия и реструктуризация ее кредиторской и дебиторской задолженностей влияют на изменение рыночной стоимости компании

• какие схемы реорганизации компаний общеприняты в мире, как они отражены в отечественной практике

• почему мероприятия по реорганизации компании нужно в первую очередь рассматривать как аллокационные инновации, которые лишь обеспечивают лучшие условия для конкретных планируемых к освоению новых видов продукции и технологических процессов

• что может служить целью дробления компании, если используются схемы разделения акционерного общества и выделения дочерних фирм (в том числе учреждения предприятий под вновь начинаемые инновационные проекты)

• какие структуры могут создаваться в процессе указанных преобразований; чем различаются холдинговые структуры и концерны

• как рассчитываются соотношения обмена акций при образовании холдингов и концернов

• на какого рода препятствия следует обращать внимание при планировании реорганизации фирмы; как предотвратить возможные отложенные во времени отрицательные последствия реализации различных схем дробления фирмы

17.1. Реструктуризация компании как способ повышения ее рыночной стоимости

Различные схемы реорганизации компании и все прочие направления ее реструктуризации могут рассматриваться как:

564


• специфические аллокационные (институциональные) нововведения, создающие лучшие условия для продуктовых и процессных инноваций компании (т.е. освоения новых, более выгодных видов продукции и новых, экономящих издержки и повышающих качество технологических процессов),

•   способ повышения рыночной стоимости компании.

Аллокационные инновации (нововведения) представляют со бой новшества в распределении (размещении, allocation) всех ресурсов фирмы. В чисто финансово-бухгалтерском плане они предполагают перераспределение средств предприятия (имею щихся пассивов, т.е. собственного и заемного капитала) между различными видами его имущества (активов).                               ,

Оба этих направления нельзя понимать в качестве незави- -симых друг от друга, самостоятельных. Они дополняют одно другое, более того, второе направление включает в себя первое. >

В самом деле, как показано в гл. 4 и 16, рыночная стоимость фирмы определяется не только ее ведущимся в настоя- \ шее время бизнесом, но и теми инновационными проектами, i которые компания начинает или начала немного ранее.

В отношении открытых компаний это спонтанно и субъек-^ тивно (пока вся информация о соответствующих инновационных проектах не будет в той или иной форме опубликована) проявляется на фондовом рынке. Для закрытых компаний и объективной оценки открытых фирм указанная зависимость реализуется в специальных методах оценки, когда факт и степень продвинутости инновационных проектов учитываются:

• либо путем прямого добавления чистой текущей стоимости подобных инновационных проектов к сумме остаточных текущих стоимостей прежних бизнес-линий компании (подход, отраженный в гл. 4),

• либо посредством прибавления к сумме остаточных текущих стоимостей прежних бизнес-линий компании текущего эквивалента (дисконтированных) фактора изменения стоимости или «продолжающейся стоимости» фирмы, как это предусматривается в концепции управления стоимостью предприятия и описано в гл. 16.

Реструктуризация компании в форме ее реорганизации и реструктуризации активов и пассивов (включая реструктуризацию дебиторской и кредиторской задолженностей — более подробную классификацию направлений реструктуризации активов и

565


пассивов фирмы см. в гл. 19) дает возможность фирме приступить к необходимым ей инновационным проектам в лучших условиях, чем это было до реструктуризации, что, собственно, и позволяет учесть в оценке компании такие инновационные проекты, как более реальные либо уже начинаемые.

Увеличение степени их реальности обеспечивается реструктуризацией компании вследствие того, что реструктуризация нацелена на:

• повышение общей инвестиционной привлекательности компании в целом или ее создаваемых дочерних компаний;

• создание механизмов (каналов) инвестирования непосредственно в те инновационные проекты, по поводу которых у компании есть конкурентные преимущества (уникальные материальные и/или нематериальные активы, права собственности и пр.);

• ликвидацию организационных препятствий эффективному управлению конкретными потенциально эффективными инновационными проектами;

• обеспечение, в интересах снижения операционных издержек и потребности в капиталовложениях в проекты, необходимой меры вертикальной интегрированности выпуска

Похожие материалы

Информация о работе