Взаимосвязь экономических учений с развитием философии, истории, психологии, социальных наук

Страницы работы

Содержание работы

ПРОГРАММА КУРСА «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»

Тема 1. Ведение. Цели и задачи курса. Предмет и метод. Взаимосвязь экономических учений с развитием философии, истории, психологии, социальных наук. Структура теории. Конкуренция и синтез учений. Эволюции и революции в экономической теории. Экономические теории и изменения в экономике: технологический прогресс, эволюция институтов, появление новых проблем.

Тема 2. Возникновение классической политической экономии. Физиократы. Концепция естественного порядка Ф. Кенэ. Учение о чистом продукте, производительном и бесплодном труде, капитале. Идея воспроизводства в «экономической таблице». Адам Смит и причины богатства народов. Учение А. Смита о ценности, деньгах, производительном и непроизводительном труде, заработной плате, прибыли, ренте, капитале, налогах и государственных финансах. Экономический либерализм: роль рынка и государства в экономическом развитии.

Тема 3. Экономические теории первой половины - середины XIX века. Завершение классической политической экономии. Экономические работы Т. Мальтуса: закон народонаселения, закон убывающего плодородия земель, теория ренты. Закон Ж.Б. Сэя. Теория Д. Рикардо: стоимость, земельная рента, капитал, деньги, кредит, теория сравнительных преимуществ. Политическая экономия Дж. С. Миля.

Тема 4. Экономическая теория К. Маркса. Особенности методологии марксизма. Теория стоимости и денег. Теория прибавочной стоимости и капитала. Теория воспроизводства индивидуального и общественного капитала и продукта. Основные противоречия капитализма. Будущее общества.

Тема 5. Маржинализм. Методологические и философские предпосылки маржинализма. Австрийская школа: К. Менгер, Е. Бем-Баверк, Ф. Визер: теории предельной полезности и потребительского поведения.

Кембриджская школа: теория спроса, предложения, цены, теория частичного равновесия (У. Джевонс, А. Маршалл, Ф. Эджворт). Лозаннская школа: Л. Вальрас, В. Парето. Теория общего равновесия.

Тема 6. Историко-социальное направление. Национальная экономика Ф. Листа. Старая немецкая историческая школа (В. Рошер, К. Книс, Б. Гильдебранд). Новая немецкая историческая школа (Г. Шмоллер, В. Зомбарт, М. Вебер).

Тема 7. Основные направления раннего институционализма: Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчел. Эволюция институтов, микро- и макроэкономическая динамика: Й. Шумпетер. Дж. Гебрейт.

Тема 8. Дж. Кейнс и кейнсианство. Изменение в экономике. Несовершенная конкуренция. Неравновесие. Роль денег, финансовых институтов и негибкость цен. Основные положения теории. Кейнсианские модели. Э. Хансен. Р. Харрод и Е. Домар.

Тема 9. Современный либерализм. Мизес и Хайек. Стокгольмская школа. Фрайбургская школа. Монетаризм.

Тема 10. Характеристика современного этапа развития экономической науки. Новая классика: теория рациональных ожиданий. Экономика предложения. Теории экономического роста.

Неоинституционализм. Теория фирмы. Теория общественного выбора. Проблема расширения предмета экономической науки.


Примерный перечень контрольных вопросов:

1.  Назовите основные рекомендации меркантилистов для увеличения богатства страны.

2.  Сформулируйте «закон Грешема-Коперника».

3.  В чем состоит идея «естественного порядка» Ф. Кенэ.

4.  Почему и у кого возникли представления о производительном и непроизводительном труде.

5.  В чем, по мнению А. Смита, основной источник роста богатства и производительность труда.

6.  Что такое производительный и непроизводительный труд по А. Смиту.

7.  Что определяет заработную плату по А.Смиту.

8.  Что определяет норму прибыли в теории А. Смита.

9.  От каких факторов зависит размер ренты по А. Смиту.

10.  Основные принципы налогообложения А. Смита.

11.  Чем отличается основной и оборотный капитал в трактовке Д. Рикардо.

12.  Вклад Д. Рикардо в теорию внешней торговли.

13.  Назовите основные результаты Т. Мальтуса.

14.  В чем различие между тождеством и равенством Ж-Б. Сэя.

15.  Какую оригинальную концепцию разработал Дж. С. Милль.

16.  Критерий полезности государственного вмешательства в экономику в концепции Дж. Милля.

17.  В чем различия понятий «производительные силы» у Ф. Листа и К. Маркса.

18.  Что такое «индустриальное воспитание нации» Ф. Листа.

19.  Назовите критерий зрелости национальной экономики по Ф. Листу.

20.  В чем состоит историзм К. Маркса.

21.  Что такое «прибавочная стоимость».

22.  Что такое «норма эксплуатации» в концепции К. Маркса.

23.  Соотношение понятий постоянный и переменный капитал и основной и оборотный капитал.

24.  Что такое «органическое строение» капитала.

25.  Почему неизбежным является относительное и абсолютное обнищание рабочего класса.

26.  Что абсолютная рента и причины ее возникновения по К. Марксу.

27.  Что такое I и II подразделения в теории воспроизводства К. Маркса.

28.  Схема воспроизводства К. Маркса и основные выводы из нее.

29.  Парадокс А. Смита о воде и алмазе. Какой ответ дал К. Менгер.

30.  Сформулируйте законы Г. Госсена.

31.  Что лежит в основе теории ценности австрийской школы.

32.  Может ли обмен быть неэквивалентным.

33.  Кто ввел понятие «альтернативных издержек» и в чем его смысл.

34.  Почему промежуточные товары имеют ценность.

35.  Чем определяется норма процента в представлении Е. Бем-Баверка.

36.  Что такое частичное равновесие.

37.  Что такое «национальный дивиденд» А. Пигу.

38.  Почему «национальный дивиденд» может отличаться от «частного».

39.  Что такое общее равновесие.

Похожие материалы

Информация о работе