Вспомогательные исторические дисциплины Пашкова Татьяна Ильинична, страница 7

Календарь Французской революции. Введён декретом Конвента от 5 октября 1793 года (Отменён Наполеоном Бонапартом 1 января 1806 года). Вместо эры «от Рождества Христов» устанавливалась «эра Республики», которая начиналась в день её провозглашения – 22 сентября 1792 года. 12 месяцев по 30 дней. В конце года добавлялось 5-6 добавочных дней. Названия месяцев в календаре были нейтральными и связаны в основном с различными явлениями природы: вандемьер, брюмер, фример (осень с 22 сентября по 20 декабря), нивоз, плювиоз, вантоз (с 21 декабря по 20 марта), жерминаль, флореаль, прериаль (с 21 марта по 18 июня), мессидор, термидор, фрюктидор (с 19 июня по 21 сентября).

Виды летоисчисления и точек отсчёта

Эра (от лат. «aera» - число, цифра) – отправной момент в счёте лет любой календарной системы. В истории человечества было много разных эр: по царствованиям (Египет); по времени правления консулов (Рим); священные или мировые эры (от Сотворения мира: антиохийская, византийская, александрийская, иудейская и т.д., всего около 200 условных не астрономических расчётов). На Руси использовалась Византийская эра от Сотворения мира. Христианская эра (наша эра) – создана римским монахом Дионисием Малым в VI в. н.э. Счёт лет ведётся от Рождества Христова. Счёт лет от Сотворения мира. Известно около 200 эр. От Сотворения мира до Рождества Христова, по разным эрам, прошло от 6984 до 3483 лёт. История хронологии в России. Кирик-новгородец, доместик Антониева монастыря в Новгороде. 1136 год – «Учение им же ведатаи человеку числа всех лет». В основном, дошедшие до нас хронологические трактаты, связаны с расчётом дня Пасхи, Пасхалиев и других праздников, зависящих от Пасхи. Расчёты дат, составленные в Византии, заканчивались 7000 годов от сотворения мира (1492 года – ожидали Конец Света). Пасхалии 1492 года митрополита Зосимы, новгородского архиепископа Геннадия и вологодско-пермского епископа Филофея. В древней Руси был составлен «Миротворный круг» - первый древнерусский календарно-хронологический справочник, «вечный календарь». Таблицы на 7980 лет от сотворения мира (2472 года от Рождества Христова). Представления о времени в Древней Руси. Счёт сезонами: весна, лето, осень, зима. Кругооборот сезонов – «лето» (год). Год начинался весной. Летом назывался не период месяцев, а период протяжённостью в год. Названия месяцев у восточных славян: просинец (от «просиять»), сечень (от подсеки деревьев), сухий (сжигание, подсечное земледелие), березозол (распускаются берёзы или удобряется золой почва), травень, изок («кузнечик»), червень (первые ягоды), зарев (появление жёлтых листьев), рюень (тоже с жёлтыми листьями), листопад, грудень, студень (стужа и т.п.). Счёт дней вели по неделям, по семи суток в каждой – седмица. Начало недели – воскресенье («неделя», возможно от «не делать ничего»). Суббота – от древнееврейского «саббат» (шабат). Сутки делились на две половины по 12 часов. До 1700 года в России существовала византийская система летоисчисления «от Сотворения мира». По византийской эре, от Сотворения мира до Рождества Христова прошло 5508 лет. Однако, при переводе системы из Сотворения мира в современную, нужно учитывать число и месяц. Сентябрьский стиль: с 1 сентября по 31 декабря – 5509, с 1 января по 31 августа – 5508. Мартовский стиль: с 1 марта по 31 декабря – 5508, с 1 января по 28 февраля – 5507. Разница: сентябрьский стиль подразумевает, что новый год начинался 1 сентября, мартовский – 1 марта. Ультрамартовский стиль: с 1 марта по 31 декабря – 5509, с 1 января по 28 февраля – 5508, он употреблялся в редких случаях, когда год начинался в период между 1 марта и 1 сентября. До XIV в. использовался мартовский календарь. XIV – XV вв. – параллельное существование мартовского и сентябрьского стиля. С 1492 года – сентябрьский (византийский) календарь.