Вспомогательные исторические дисциплины Пашкова Татьяна Ильинична, страница 3

Берестяные грамоты находят: Новгород, Псков, Смоленск, Витебск, Старая Русса, Москва, Звенигород Галицкий, Мстиславль, Тверь, Рязань, и другие.

Орудия писца:

ü  Чернильницы, сосуды для краски, ножи, перья (гусиные, лебединные, павлиньи), кисти;

ü  Карандаш (от турецкого – «чёрная земля») появился в России в XVI веке.

В начале государства писали только на коленях. Наиболее дешёвыми были гусиные перья, но оно требовало особой обработки. Это крыло из правого крыла, обработанное и обточенное ножом, вымоченное, высушенное и т.д.

Типы письма

ü  Устав (Уставное письмо) – «Правило», «образец», XI – XIV вв.

Этот вид письма можно сравнить с печатными буквами. Это торжественное, медленное письмо (за день – 2 листа текста, т.к. каждый элемент писал с отрывом пера от бумаги, всё выписывалось отдельно). Цель такого письма – красота, правильность, ровность, чёткость. Это письмо для каких-то важных нужд. Строго выдерживается верхняя и нижняя граница строки. Геометричность написания, симметрия, отсутствие наклона. Нет так же перерывов между словами, сплошной текст. В уставном письме очень часто использовались сокращения слова – с помощью особого надстрочного знака (ТИТЛО).

ü  Полуустав (XIV-XV вв.)

Более беглое написание букв, чуть-чуть более небрежное, не такое ровное, не такое геометричное. Убыстрилась техника и скорость письма, появляется наклон письма. Нарушена геометричность, буквы ассиметричные. Чаще появляются лигатуры (связанное написание двух стоящих рядом букв). Появляются выносные буквы. Есть частичное разделение на слова. Более разнообразные сокращения слов.

ü  Скоропись (XVI – XVII вв.)

Появляются почерковые особенности. Беглое, ускоренное письмо. Выписывания отдельных элементов нет. Появляется слитное написание букв в слове. Многообразие вариантов слияния. Большое число выносных букв, усечение слов. Появляются индивидуальные почерка.

яд Р Ряд рукописей, которые писались как подарок для высших чинов, писались на пергамене и уставным (либо полууставным) письмом.

Художественное украшение рукописей:

·  Орнамент (заставки, концовки, инициалы);

·  Вязь;

·  Миниатюры;

Заставка – рисунок над текстом в начале отдельной главы или страницы.

Концовка – рисунок под текстом, в конце главы или рукописи. Иногда роль концовки играл колофон – сведение конечного текста в воронку.

Инициал – начальная буквы, открывавшая абзац.

Ø  Старовизантийский орнамент (XI – XII вв.) – самый ранний известный орнамент. («Изборник Святослава» XI века). Отличительная особенность – геометричность. Состоит из кругов, прямоугольников, заполненных растительными мотивами. Нередко использовались изображения птиц и животных (павлины, львы). Заставка очерчена рамой в виде квадрата, прямоугольника или буквы «П».

Ø  Тератологический стиль (XIII – XIV вв.) – от греч. «tiras» - чудовище. Комбинации из причудливых стилизованных изображений фантастических животных. Плетение из ремней и змеиных хвостов.

Ø  Балканский (жгутовый) стиль (XV – XVI вв.) – чёткие геометрические круги, вплетённые друг в друга. Бесконечная восьмёрка. Заставка не имела рамы, но могла венчаться букетом цветов.

Ø  Нововизантийский стиль (XV – XVI вв.) – снова вернулась рама геометрической формы. Иная цветовая гамма – синий, зелёный, вишнёвый, нередко на золотом фоне. Более яркий, более богатый.

Ø  Старопечатный стиль (XVI – XVII вв.) – «Временник Ивана Матвеева» и т.д. Изображение трав, ветвей, листьев, цветов, плодов, ягод, шишек и т.д. Чёрно-белая гамма.

Ø  Орнамент в стиле барокко (вторая половина XVII в.) – сочетание растительных мотивов и геометрических форм (эллипсов, спиралей). Пышность раскраски (киноварь, белая, чёрная, золотая).

Вязь – особое декоративное письмо (XIV – XVII вв.) – в основном заголовки.