Принципы культурологического образования

Страницы работы

Фрагмент текста работы

12. Принципы культурологического образования.

Охарактеризуем требования, предъявляемые к педагогическим принципам:

1.  Обязательность. Принципы воспитания это не совет не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них, как, например, принципов гуманизма, уважения к личности, может быть привлечен даже к судебному преследованию.

2.  Комплексность. Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Принципы используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

3.  Равнозначность. Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса.

Первая – общедидактическая – группа принципов культурологического образования:

1.  принцип культуроцентрированности воспитания;

2.  принцип природосообразности;

3.  принцип культуросообразности – воспитание строится в соответствии с культурой, обучение и воспитание должно строиться на трех уровнях: общечеловеческие ценности, ценности национального характера, ценности этнической культуры.

4.  связь обучения с жизнью – развитие идеи о формировании целостного культуроцентрированного мировоззрения в ходе обучения, которое развивается и строится на тех ценностях, которые являются частью жизненного мира ребенка.

5.  ориентация учащихся на самообразование и саморазвитие – формируется опыт самостоятельной оригинальной деятельности, что сохраняет интерес повышать образовательный уровень школьников.

6.  принцип научности и пассивной трудности обучения …

7.  принцип систематичности и последовательности обучения

8.  принцип сознательности и творческой активности при руководящей роли учителя;

9.  принцип наглядности обучения и развитие теоретического мышления учащихся; наглядность распространяется не только на показ слайдов, но и на связи теоретического и эмпирического, может представлять не только изображения, но и явления культуры;

10.  принцип прочности результатов и опыта творчества;

11.  принцип сочетания коллективного и индивидуального типов обучения;

12.  принцип психологической комфортности (учение в радость, ученик может поправить и повысить отметку);

13.  принципы воспитывающего и развивающего типов обучения;

14.  принцип целостности содержания культурологического образования (общекультурное образование и изучение материала на уроках культурологии синхронно с другими предметами);

15.  проблема формирования мировоззрения, которое должно быть целостным и многоаспектным, а это значит, что нужно обеспечить активность ученика, чтобы он вырабатывал свой взгляд на мир культуры.

Вторая группа принципов:

I.  Культурно-ориентированные принципы, которые основываются

Похожие материалы

Информация о работе