Обзор трёх проповедей. Проповедь на Евангелие от Матфея 14:22-33 «Хождение по водам», страница 2

«Слово о Сретении Господа нашего Иисуса Христа, а также о Богородице, и о Симеоне»[2]. Несмотря на то, что Иоанн Златоуст, проповедуя на отрывок Лк. 2:21-35, не может не посвятить часть своего слова Приснодеве Богородице, в его проповеди Христос занимает центральное место. Это тесным образом связано с используемым им типологическим языком. Христос – исполнение ветхозаветных образов, всё сосредоточено на Нём. Естественно, что в своей проповеди Иоанн Златоуст уделят внимание обрезанию как ветхозаветному образу крещения, которое, в свою очередь, есть образ Христова воскресения. Так проповедник подводит свою паству к осознанию таинства крещения в качестве средства благодати Божией. Христос исполнил весь Закон, который был учреждён «ради Того только, Кто имел родиться от Девы», и освободил Своих учеников от Закона. Теперь мы, крестясь и принимая верой духовное обрезание и очищение наших грехов, становимся во Христе соучастниками исполнения Закона. С определённым основанием можно сказать, что Иоанн Златоуст своей проповедью возвещает как Закон, так и Евангелие, но всё-таки Евангелию уделяется большее внимание. Впрочем, завершает он своё слово упованием на то, что при Втором пришествии принявшие знамение креста будут прославлены Христом, а прекословившие знамению будут осуждены Явившимся. В том месте проповеди, где Иоанн Златоуст повествует о Симеоне, есть озадачивающая фраза: «… жизнь эта – темница. Итак, он желал быть отпущенным; если же кто считает удаление отсюда наказанием, тот ещё несовершен в вере». Однако она никоим образом не портит в целом положительного впечатления от рассматриваемой проповеди. Итак, проповедь указывает на Христа, а также на прощение грехов в крещении как средстве благодати Божией.

«Грешники в руках разгневанного Бога»[3]. Существуют такие проповеди, которые представляют собой образчик провозглашения одного лишь Закона. Евангелие в них либо вообще отсутствует, либо оно настолько умалено, что и его не видно. Рассматриваемая проповедь как раз относится к числу таких. Она чересчур затянута, что усугубляется постоянным повторением слов угроз наказания и устрашения. Примечательно, что слова эти обращены не только к «невозрождённым», «неспасённым», «необратившимся к Богу», но и к тем, кто имеет религиозные чувства, молится в церквах, воспитан и высоконравственен, но при этом не «принял Христа», находится «вне Христа». Если вы религиозны, но «ещё не рождены свыше», то вас подстерегает опасность. Многие оказались в аду, несмотря на то, что думали, что возрождены свыше. Возникает вопрос: «Что же мне делать, чтобы спастись от грядущего гнева?». Проповедник даёт туманный ответ. В руках разгневанного Бога находятся все те, «кто не пережил изменения сердца от могущественной силы Духа Божьего, кто не родился свыше и не стал новым творением, кто не восстал от смерти во грехе к новому состоянию света и жизни, никогда раньше не переживаемому». Но как мне пережить это изменение? Как родиться свыше и стать новым творением? Как восстать от смерти во грехе к новому состоянию? Этого проповедник не говорит. Да, он указывает на милость Божью, на Христа, возлюбившего и омывшего Своей кровью грехи тех, кто спешат к Нему, но, вместе с тем, это указание только на ожидание «надежды славы Божьей», возможность «взывать к Нему в надежде быть помилованными». Какой отклик может порождать такая проповедь, если не вопль отчаяния?

Итак, меч Божественного правосудия занесён над головами грешников, и только лишь «рука милующего Бога и Его воля удерживают его в стороне». Однако вновь возникает вопрос: «А в чём состоит воля Божья? Как проявляется Его милость?». И вновь вопрос повисает в воздухе.

В проповеди почти нет Христа, а там, где всё-таки указывается на Него как на источник благодати и спасения от гнева Божьего, ничего не говорится о средствах благодати. Зато провозглашается Закон: «Ярость Божья! Ярость Иеговы! Что может быть ужаснее этого?». А что может быть ужаснее проповеди Закона Бога гнева без Благой вести о Боге, милосердном к раскаявшимся грешникам?



[1] Проповеди протоиерея Александра Меня. Двунадесятые праздники и евангельские чтения. М.: Издательство «ГИС», 1991. С. 67-71.

[2] Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. Т. II. Книга 2. Творения. С. 465-472.

[3] Джонатан Эдвардс. Грешники в руках разгневанного Бога.  http://lohec.ho.ua/LOHEC/pub/Sinners_in_the_hands_of_an_angry_God.pdf