Обзор трёх проповедей. Проповедь на Евангелие от Матфея 14:22-33 «Хождение по водам»

Страницы работы

Содержание работы

Зиннуров Руслан

Письменная работа по курсу «Гомилетика»

Обзор трёх проповедей

Проповедь на Евангелие от Матфея 14:22-33 «Хождение по водам»[1]. Основные задачи любой христианской проповеди состоят в том, чтобы, во-первых, указать людям на Христа и, во-вторых, простить им грехи (по крайней мере указать на Того, Кто и посредством чего прощает). Об этой проповеди можно сказать, что она о Христе, тем более что она была произнесена на отрывок из Евангелия. Однако Христос в ней предстаёт скорее как Помощник, оказывающий поддержку в наших нуждах, трудностях, испытаниях и искушениях, как Спаситель, протягивающий нам руку во время опасности, но никак не Искупитель и Избавитель от смерти, греха и дьявола. Кроме того, в проповеди категорично сказано, что мы должны подражать Христу, поскольку Писание призывает нас к этому. В каком-то смысле – да, Спаситель для нас есть образец христианской жизни, поведения, идеал к которому мы могли бы стремиться, будь у нас такая возможность. Но её нет, поскольку мы лишены страха и любви Божией и упования на Него. Таким образом, мы не в состоянии исполнить заповеди Божии и подражать Христу. Писание лишь подчёркивает нашу беспомощность, наше бессилие, но указывает нам и на оплот нашего спасения от греха – Христа. Да, наши одежды запятнаны грехом, но в то же время, мы покрыты одеянием святости Христовой, наши грехи прощены во Христе. Пока мы в одной лодке с Христом, нам нечего бояться, ведь с нами Тот, Кому повинуется море, Тот, Кто укрощает бури, с нами Сам Бог, наш Врачеватель, дающий Свою плоть и Свою кровь. Весть об этом важнее призыва «жить по-евангельски», однако в рассматриваемой проповеди она не звучит. Зато говорится, что мы должны делать шаг навстречу Богу, поскольку «иначе сердце наше никогда не обратится к Господу по-настоящему». Получается, что вера – деяние человека, его усердие, она исходит от него, а не даруется ему Богом. Говоря так, мы веру приписываем нашим делам, спасающим и оправдывающим нас, и, вместе с тем, игнорируем и крестную смерть Христа и Его страдания, которыми Он заслужил наше спасение. Помимо этого данная проповедь сравнивает нас с «маловерным» Петром, который «пошёл, но отвёл глаза от Христа» и начал тонуть. Она призывает нас, не быть как Пётр, не колебаться, а твёрдо верить, не отводя глаз от Бога, иначе у нас всё уйдёт из-под ног, и мы начнём тонуть, как Пётр. На самом деле мы не лучше Петра, мы такие же грешники и маловеры. Будто мы на месте Петра не усомнились бы! Рассматриваемая проповедь призывает нас к молитве о Божией помощи и благодати, но не направляет грешников, нуждающихся в прощении, к таинствам как спасительным средствам этой благодати.

Помимо указанных недостатков данная проповедь имеет ряд достоинств, которые встречаются во вступительной части проповеди. Во-первых, она рассматривает жизнь современной Церкви как продолжение евангельских событий и посещения Богом мира. Во-вторых, есть указание на Евхаристию, но отсутствует провозглашение прощения грехов в этом таинстве. В-третьих, Христос представлен как основание созидающейся Церкви, камни здания которой суть все христиане.

Таким образом, всё самое удачное и ценное в проповеди уместилось в паре её вступительных абзацев. Когда же проповедник переходит к основной части проповеди, непосредственно к евангельскому отрывку, он упускает из виду самое важное для христианина – возвещение Евангелия, недостаток которого резко контрастирует с обилием Закона. В целом можно сказать, что рассмотренная проповедь решает лишь одну из неотъемлемых задач любой христианской проповеди. Она указывает на Христа как источник спасения, помещая Его в центр благовествования. Однако серьёзное внимание уделено и человеческим деяниям как необходимым условиям достижения благодати Божией. Проповедь игнорирует решение другой важной задачи: в ней нет возвещения прощения грехов людям, но есть Закон вместо Евангелия.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Гомилетика
Тип:
Домашние задания
Размер файла:
45 Kb
Скачали:
0