Оценка экономической эффективности вариантов организации строительства, страница 2

(3.2)

где  - приток средств на t-ом шаге;  - отток средств на t-ом шаге.

Ч и с т ы м   д и с к о н т и р о в а н н ы м   д о х о д о м   (другие названия ЧДД, интегральный эффект, Net Persent Value, NPV) называется накопленный дисконтированный эффект за расчетный период. Это важнейший показатель эффективности. Для шага T  он рассчитывается по формуле:

(3.3)

где  определяется формулой (3.1).

ЧД и ЧДД характеризуют превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами для данного проекта без учета и с учетом неравноценности эффектов (а также затрат, результатов), относящихся к различным моментам времени. Разность ЧД минус ЧДД нередко называют д и с-к о н т о м   п р о е к т а. Для признания проекта эффективным с точки зрения инвестора необходимо, чтобы ЧДД проекта был положительным. При сравнении альтернативных проектов предпочтение должно отдаваться проекту с большим значением ЧДД (при выполнении условия его положительности).

И н д е к с ы   д о х о д н о с т и   затрат являются по существу выражением доходности на 1 рубль суммарных прямых и дисконтированных затрат. Для всего периода строительства они рассчитываются по следующим формулам:

               

(3.4)

где  - приток средств, полученных суммированием по всем шагам расчетного периода;  - отток средств, полученных суммированием по всем шагам расчетного периода (срока строительства);  - коэффициент дисконтирования;  - индекс доходности чистых затрат;  - индекс доходности чистых дисконтированных затрат.

С р е д н е г о д о в а я   д о х о д н о с т ь   ч и с т ы х   д и с к о н т и р о- в а н н ы х   з а т р а т   определяется по формуле:

(3.5)

где  - сальдо денежного потока за расчетный шаг; n – продолжительность строительства в годах;  - чистый дисконтированный доход за период строительства.

Расчеты в курсовом и дипломном проектировании следует проводить исходя из условия финансовой устойчивости инвестора, заказчика, подрядчика и субподрядчиков. Четкая организация производства строительно-монтажных работ, своевременная их приемка и оплата, ежеквартальное авансирование подрядчиков исключают затраты по обслуживанию займов, предотвращают различного рода штрафные санкции, а следовательно, нет необходимости определять размер этих расходов в оттоках. Кроме того, условно считается, что строительная организация всю прибыль реинвестирует в производство и не выплачивает дивидендов  по акциям, что исключает их учет в расчете оттоков.


Пример 2. Выполнить сравнение вариантов схем организации строительства железнодорожной линии ст. Вычега – ст. Перегрузочная. Варианты схем рассмотрены в примере 1. Коэффициент перехода от цен 1984 г. в текущие принять 55. Норма дисконта составляет 23 %.

Решение.

Определяем сметную стоимость строительства железной дороги. Ее величина может быть вычислена по объектам аналогам (приложение 3).

Район строительства – Архангельская область. Категория железной дороги II. Строительная длина главных путей – 56,6 км. По данным приложения 3 находим, что для II района I подрайона (север Европейской части РФ) стоимость одного километра железной дороги, Суд, составляет 1336 тыс. руб./км в ценах 1984 года. Тогда, в текущих ценах  тыс. руб. Следовательно, общая сметная стоимость будет равна:

 тыс. руб.

Стоимость строительно-монтажных работ определяем, как:

 тыс. руб.

Полученная величина стоимости отдельных видов работ распределяется в соответствии с приложением 3. В нашем случае будем иметь для севера Европейской части РФ: