Безопасность машинного оборудования. Испытания грузоподъемных устройств, страница 4

Рукоятки, рычаги и кнопки управления должны быть легко доступны с основного рабочего места при нормаль­ном положении тела оператора, а при больших габари­тах машины — и с мест более или менее длительного пребывания его. Управление машиной рекомендуется централизовать в пределах одного какого-либо участка;

площадь, на которой размещены управляющие устрой­ства, должна быть возможно меньшей.

Применение устройств управления не должно требо­вать напряженных усилий. Не следует рассчитывать на максимальное усилие работающего в течение длитель­ного времени.

7)

Необходимо, чтобы направление движения органов управления совпадало с направлением движения соот­ветствующих механизмов, так как несогласованность в движении приводит к неправильным действиям операто­ра. Например, вращение рукоятки по часовой стрелке должно соответствовать движению вперед или рабочему ходу механизма, а против часовой стрелки — н-азад или холостому ходу механизма.

Рукоятки рычагов управления должны надежно фиксироваться для предупреждения самопроизвольного или случайного включения.

При определении размеров ручных управляющих устройств учитывают нормальную хватку рукой. .

Пользование педалями не должно вызывать излиш­них движений ноги работающего. В положении сидя ступня должна лежать на педали в наклонном положе­нии; педаль монтируют так, чтобы точка опоры была под пяткой ноги, а пружина поддерживала ногу.

Кнопочное управление наиболее удобно, так как тре­бует меньших усилий.

Для быстрого различения рукояток (кнопок) им при­дают разную форму (чтобы различать на ощупь), снаб­жают надписями и окрашивают в различные цвета (кнопки одинакового назначения должны быть окраше­ны в один цвет).

Чтобы кнопки “стоп” были хорошо заметны, их дела­ют большего размера, чем все остальные, и окрашивают в красный цвет; рекомендуется изготовлять их из ярко-красной пластмассы. Если оператор при работе передви­гается, кнопки “стоп” дублируются. Кнопки “пуск” монтируются углубленно, чтобы предупредить случайное нажатие.

Нажатие кнопок должно требовать усилия не более 20—30 Н. Контакт должен быть четким, т. е. палец дол­жен чувствовать “щелканье”. Необходима возможно большая площадь контакта пальца с кнопкой.

5.9. ЗАВОДСКОЙ ТРАНСПОРТ

Различные транспортные устройства, применяемые на промышленных предприятиях, создают потенциаль­ную опасность механических поражений. Анализ пока­


зывает подчас значительную долю травм по этой при­чине.

В металлургии широко применяется железнодорож­ный транспорт. Его использование связано со значитель­ными объемами погрузочно-разгрузочных работ. Нали­чие железнодорожных путей осложняет планировку предприятий и также является причиной возникнове­ния опасных ситуаций.

Использование безрельсового транспорта позволяет снизить капитальные затраты на здания и оборудова­ние, уменьшить численность персонала, повысить эффек­тивность управления внутризводским транспортом и главное значительно снизить потенциальную опасность травматизма. На складах может быть исключена надоб­ность в мостовых кранах.

Для транспортировки грузов могут использоваться самоходные погрузчики (портальные и вилочные), тяга­чи, автомобили-шлаковозы, многоконтейнерные, автопо­езда, автомобили-слитковозы, автопогрузчики с телеско­пической мачтой, автопогрузчики с боковой погрузкой, автомобили портального типа и многие другие самоход­ные устройства. При этом нет пересекающихся железно­дорожных путей, исключаются задержки в доставке гру­зов из-за маневрирования составов. В отличие от желез­нодорожного транспорта безрельсовый транспорт может находиться под контролем цехового персонала.

Рекомендуется ограничивать применение мостовых кранов для внутрицехового транспорта, используя про­грессивные виды напольного и подвесного транспорта. Для монтажа и демонтажа оборудования следует ис­пользовать самоходные безрельсовые краны и такелаж­ные приспособления,                                ^ь.

Безопасность эксплуатации транспортных устройств . требует ограждения всех доступных движущихся или вращающихся частей механизмов. Необходимо исклю­чить непредусмотренный контакт работающих с переме­щаемыми грузами и самими механизмами при их пере­движении, а также обеспечить надежную прочность ме­ханизмов, вспомогательных, грузозахватных и чалочных приспособлений.

Все части, детали и вспомогательные приспособления подъемных механизмов в отношении изготовления, ма- • териалов, качества сварки, прочности, устройства, уста-

8)

новки, эксплуатации должны удовлетворять соответст­вующим техническим условиям, общесоюзным стандар­там, нормам и правилам.

Необходимо ограничение вероятности разрушения.

Она определяется вероятностью отклонения размеров элементов конструкции и механических свойств приме­няемых материалов от их номинальных или нормативных значений и вероятностью перегрузки. Расчет производят по предельным состояниям (а не по запасу прочности);

при этом изменчивость каждой нагрузки учитывают от­дельно со своим коэффициентом перегрузки.

Запас грузовой устойчивости принимают не менее 15%. Для кранов, работающих на открытых местах, учи­тывают ветровую нагрузку.

Грузоподъемные машины оборудуют предохрани­тельными устройствами, к которым относятся:

конечные выключатели, ограничивающие подъем

груза и ход механизмов;

ограничители грузоподъемности,  предохраняющие кран от перегрузки путем выключения механизма подъ­ема или изменения вылета стрелы;

противоугонные устройства, удерживающие кран от угона ветром (иногда блокируют с анемометрами);

буферные устройства, амортизирующие толчки при столкновениях с соседними кранами и другими объек­тами;

звуковая и световая сигнализация и блокировочные

приспособления, предупреждающие о наступлении опас­ного момента при работе крана;

тормоза. Для дистанционного управления грузоподъемными

кранами применяют радиоэлектронные устройства либо электрическую следящую систему. При стационарном пульте управления целесообразнее использовать элек­трическую систему, а при управлении с разных мест—­радиоуправление.

Прогрессивным является программное управление

подъемнотранспортными механизмами.

За состоянием кранов, подъемных механизмов и вспомогательных приспособлений, уходом за ними и без­опасностью эксплуатации администрация и инспекция котлонадзора устанавливают постоянный надзор.

Транспортным устройством управляет только назна­