Безопасность машинного оборудования. Испытания грузоподъемных устройств, страница 2

ся удару или смятию. Даже медленно движущийся вал может захватить концы одежды или' волосы, вовлечь руку, плечо или голову в опасную зону.

Втягивающая сторона прокатных станов, вальцов, питающих и транспортирующих систем, передаточных

Рис. 5.5. Опасные зоны механизмов (указаны жирной стрел­кой):

/ — передаточная цепь с зубчаткой; 2 — ременная передача;

Д—зубчатая рейка; 4— валки; 5—зубчатка; 6— конец кон­вейера; 7—токарный станок; Я—сверло; Д—абразивный круг; 10—циркулярная пила; 11—ленточная пила; /г—фре­зерный станок; 13 — поперечно-строгальный станок; /4—штам­повка; 15 — пробивание отверстий; /в—загибка

3)

цепей и зубчаток, ремней и шкивов, зубчатых реек, ше­стеренчатых приводов, концов ленточных конвейеров и т. д. — все это опасные захватывающие зоны.

В металлообрабатывающих станках производится режущее действие с удалением части обрабатываемого Материала в виде стружки. Зона резания является опас­ной. В прессах, ножницах и других подобных механиз­мах осуществляется штампующее, пробивающее, среза­ющее, изгибающее действие без удаления стружки;

и здесь рабочая зона является опасной.

5.8.3. Ограждающие устройства

Надежное ограждение не только обеспечивает без­опасность оператора, но и позволяет увеличить скорость выполнения отдельных операций, повысить производи­тельность труда. В нужных случаях ограждение может быть использовано для усиления конструкции машины, отсоса вредных газов или пыли от рабочих частей ее, смазки и других целей.

Ограждение должно быть достаточно долговечным, прочным, стойким по отношению к механическим воз­действиям (износу, удару), коррозионно- и огнестойким, не затруднять выполнение рабочих операций. Огражде­ние ни в коем случае не должно иметь защемляющих щелей, режущих кромок, острых углов и т. п.

Ограждение машины может быть полным или час­тичным, когда ограждена только опасная зона машины или выступающие элементы вращающихся частей обо­рудования и механизмов (например, свободные концы прокатных валков).

Контргрузы (противовесы), расположенные снаружи машины, заключают в прочно закрепленные кожухи по всему пути их перемещения либо размещают так, чтобы перемещение происходило в приямке.

Внешнюю опасную зону машины также ограждают. Например, прокатное поле ограждают сплошными бор­тами, препятствующими попаданию прокатываемого ме­талла за границы поля.

Установить полностью закрывающее машину ограж­дение можно тогда, когда действие машины автоматиче­ское, а необходимые для пуска в ход и остановки маши­ны устройства могут быть выведены наружу.


В машине-двигателе вся машина или только движу­щиеся части ее могут быть надежно закрыты глухим ограждением (кожухом); устройство последнего следует предусматривать при конструировании машины.

Движущиеся части машины, находящиеся на высоте более 2 м, можно не ограждать.

Для двигателей используют также камерное ограж­дение: машину помещают в отдельную камеру, дверь которой сблокирована так, что при ее открывании ма­шина останавливается; камерное ограждение применя-' ют, например, для электрических двигателей.

Для ограждения машин-орудий чаще всего использу-

-ют механические ограждения. Каркас таких ограждений

-изготовляют из стальных уголков, металлических труб или других металлических профилей; его заполняют проволочной сеткой, листовым железом и др.

Механические ограждения бывают неподвижные и подвижные (регулируемые).

Неподвижное ограждение пропускает обрабатывае­мую деталь или заготовку, но не пропускает руки рабо­чего в опасную зону; это достигается малой величиной загрузочного отверстия, особой формой его или подачей заготовки с безопасного расстояния. Недостатками тако­го ограждения могут быть ограничение видимости, за­труднение смазки, потребность в специальном инстру­менте.

Подвижное ограждение представляет собой барьер, связанный с рабочей частью машины так, что он закры­вает рабочую зону при наступлении опасного момента и открывает ее для выполнения операции, когда опасно­сти нет. Такое ограждение требует постоянного контро­ля и тщательного обслуживания (рис. 5.6).

Обязательным требованием к конструкции огражде­ния (как и всякого защитного устройства) является трудность его удаления самим работающим.

Ограждение, предусмотренное при создании маши­ны, может быть органически связано с конструкцией ее, что имеет значение не только для безопасности, но и для улучшения конструкции. При соответствующей кон­струкции необходимость в ограждении может быть ис­ключена. Так, выступающая наружу станины пара зубчатых колес является опасной при внешнем зацепле­нии колес и почти совершенно безопасной при внутрен-

4)

нем зацеплении. Выступающие части, которые могут явиться причиной травмы, будучи размещенными долж­ным образом, не требуют ограждений.

Блокировочное ограждение представляет собой ог­раждающий опасную зону барьер или щит, сблокирован­ный так, что машина может работать только при нахож­дении барьера в положении защиты; при нарушении этого условия автомати­чески отключается пита­ние машины или приво­дится в действие тормоз. Машина не может быть пущена в ход при откры­том ограждении (рис. 5.7).


Рис. 5.6. Подвижное ограждение


Рис. 5.7. Блокировочное ограждение:

/—развижные решетки; 2, 3, 4—ры­чаги


Защитная блокировка немедленно останавливает машину или отдельные механизмы ее, когда часть тела оператора находится в опасной зоне. Защитный барьер может быть создан световым лучом, падающим на фото­элемент; при пересечении луча и, следовательно, умень­шении освещенности фотоэлемента приводится в дей­ствие блокировка (рис. 5.8).

Емкостная электронная блокировка при приближе­нии оператора к опасной зоне срабатывает, снимая на­пряжение с электрооборудования или включая тормоз-

126


ное устройство движущихся механизмов и сигнал (све­товой или звуковой).

Емкостная электронная блокировка МИОТ состоит из кварцевого генератора высокочастотных колебаний,

2

Рис. 5.8. Защитная блокировка (фотоэлектрическая):

/—•освещаемый элемент; 2— источник света с линзами; 5 — двухступенча­тое реле (в нем катушка высокочувствительного поляризационного реле п;ервой ступени отрегулирована так, что протекающий при освещении фото­элемента ток вызывает размыкание выходных контактов реле и удержи­вает их в таком положении, пока фотоэлемент освещен; к выходным кон­тактам этого реле подключена цепь катушки электромагнитного реле вто­рой ступени); 4— исполнительный механизм, цепь электромагнита которого подключена к выходным контактам реле; 5—подвижные упоры; tf—сиг­нальная лампа; У—трансформатор; 8—• выпрямитель