Виды эффективности. Закон возрастающих вмененных затрат, страница 9

Можно привести и другие примеры не типично поведения потребителя:

1.  Эффект присоединения к большинству – потребитель приобретает тот же товар, что и большинство других людей, следуя общепринятым нормам    

2.  Эффект сноба – это эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют данный товар, а сноб не хочет быть как все

3.  Эффект Веблена – это эффект увеличения спроса, возникающий из-за того, что товар имеет более высокую цену, т.е. потребитель приобретает более дорогостоящий товар из-за его престижности             

Как было указано ранее: основным фактором, влияющим на величину спроса является цена,- однако можно выделить и другие, неценовые факторы (детерминанты), которые влияют на спрос, к ним относятся:

1.  Вкусы, предпочтения, мода

2.  Число покупателей на рынке

3.  Доходы покупателей

4.  Цены на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары (если товары взаимозаменяемые (хлеб-батон), то рост цены на один товар вызовет рост спроса на другой).

5.  Ожидание покупателей, относительно изменения цены на товар в будущем.

Вывод: если действует ценовой фактор (повышается или снижается цена товара), то происходит изменение величины спроса. Если действуют другие (неценовые факторы (изменяется доход покупателей, количество покупателей на рынке и т.д.)), то будут происходит изменения в самом спросе.  

Производители будут использовать свои производственные мощности более эффективно, однако предложение товара будет не эластичным.          

                    S1

                                                           S2                    S3                   

                                                         S4

                                                                                                               S5

Долгосрочный период характеризуется изменением производственных мощностей, появлением новых фирм и предприятий в отрасли. В данном случае предложение будет эластичным.

Т.О предложение более эластично в долгосрочном периоде и менее эластично в краткосрочном.

Факторы, влияющие на эластичность предложения.

1.  Способность товара к длительному хранению

2.  Возможность расширения производства товара

3.  Изменение количественного и качественного состава используемых  ресурсов

4.  Уровень товара на складе

ТЕМА: Теория потребления (потребительского выбора)

Ценность не просто характеризует на полезность блага, но и указывает на его редкость.

Принципы потребительского поведения:

1.  Свобода выбора и суверенитет потребителя

2.  Принцип рациональности

3.  Принцип жадности

II

Как оценить полезность? Оценивая расстояние используются км, м; оценивая массу – кг, г и т.д. Поиски измерителя полезности ученых ни к чему не привели, но в теории используется условный измеритель полезности ЮТИЛЬ.

Пример:

Чтобы проснуться, ориентироваться в пространстве и времени, начать собираться в университет студент любит выпить чашечку кофе.

Предположим, что полезность 1 чашки кофе 10 ютиль………после 4чашки 0 ютиль и т.д.

Когда мы оценивали полезность каждой чашки кофе нам открылся важный экономический принцип (закон). Это принцип убывающей предельной полезности.

Принцип (закон) гласит, что с увеличением количества потребляемых единиц блага, полезность каждой последующей единицы блага снижается.

MU – предельная полезность.

Предельная полезность – это полезность каждой дополнительной единицы блага (чашки кофе).

TU - Общая полезность

Общая полезность – это сумма предельных полезностей.

Q

MU

TU

1

10

10

2

8

18

3

5

23

4

0

23

5

-5

18

      

   MU                                                                     TU

                                                                                           Q