Виды эффективности. Закон возрастающих вмененных затрат, страница 8

В – взаимопогашающиеся платежи

О – скорость обращения

ТЕМА: Основы теории спроса и предложения

1.  Сущность спроса. График спроса. Закон спроса. Неценовые факторы (детерминанты) спроса

2.  Сущность предложения. График предложения. Закон предложения. Неценовые факторы (детерминанты) предложения

3.  Понятия рыночного равновесия. Статические и динамические модели равновесия

4.  Понятие эластичности спроса: эластичность спроса по цене по доходу, перекрестная эластичность

5.  Понятие эластичности предложения. Факторы, влияющие на эластичность предложения

I

Под спросом понимают желания и возможности людей покупать товары на рынке.

Спросом не является:

1.  Если у человека есть желание купить товар, но нет денег

2.  Если есть деньги, но нет желания покупать товар

Т.О. спрос – это когда желания и возможности человека совпадают

Величина спроса – это количество товара, на которое предъявлен спрос

Между ценой товара и величиной спроса существует обратная зависимость. Графически спрос можно изобразить следующим образом:

                                 P                                                                                              P – Price (цена)

                           10                                                                                             Q – Quantity (количество)

                                                                    Q=a-b*p                                                     D – Demand (спрос)

           

                                                                                              D        

                                  1                                                                                                                                                                                                                                         2                                                                                    70                                Q                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

A – количество спрашиваемого товара, при цене = 0.             

В – показывает, на сколько денежных единиц или % изменится величина спроса, при изменении цены на 1 денежную единицу или 1%.    

Закон спроса гласит, что между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость, т.е., чем выше цена, тем меньше величина спроса и наоборот.

В основе закона спроса лежат следующие обстоятельства:

1.  Здравый смысл и жизненный опыт покупателей

2.  Действие принципа убывающей предельной полезности

3.  Действие эффекта дохода и эффекта замещения (эффект субституции)

Эффект дохода – указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить купить больше данного товара не отказывая себе в покупке других товаров

Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене товара потребители будут стремиться купить этого товара больше, вместо аналогичного товара.

Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом. В ситуации с покупкой товаров нормального качества эффект дохода и замещения действует в одинаковом направлении. В ситуации с покупкой товаров низшего качества (маргарин, ливерная колбаса) эффект дохода и замещения действует в противоположном направлении.

В экономической литературе существует и такое описание ситуации, когда повышение цены на товар приводит к увеличению спроса на этот товар, т.к. этот товар занимает значительную долю в структуре потребления и на его покупку приходится большая часть потребительских расходов. Такой товар называется товаром Гиффена.