Место латинского языка в системе гуманитарного знания. Письмо и фонетика, морфология

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Рекомендован к опубликованию методической комиссией НЮИ (ф) ТГУ

Протокол №___ от___ ____________________2005 г.

Председатель методической комиссии, доцент                                                                                       В.

Настоящий учебно-методический комплекс разработан на основе государственного образовательного стандарта по специальности “Юриспруденция” и предназначен для студентов НЮИ (ф) ТГУ всех форм обучения.


I.  Организационно-методический раздел

1.  Цель курса

Целью изучения латинского языка на юридическом факультете является чтение в оригинале латинских источников по римскому праву, освоение международной латинской юридической терминологии.

2.  Задачи учебного курса

Курс «Латинского языка» призван выработать у будущих юристов культуру лингвоправового анализа источника по римскому праву; способствовать освоению международной латинской терминологии в области гуманитарных наук.

3. Место курса в системе гуманитарного знания

Курс «Латинский язык» на юридическом факультете прежде всего «профессионально ориентированная терминологическая дисциплина»[1].

Место курса «Латинский язык» в системе гуманитарного знания обусловлено также тем фактором, сто языковая культура является составляющей культуры человека в целом. Кроме того язык – это один из главных инструментов образования человека.

4. Требования к уровню освоения содержания курса

Основные знания, умения и навыки, которыми должен владеть студент после изучения курса «Латинский язык»:

·  уметь читать по-латински

·  знать грамматический минимум для чтения фраз и текстов из области римского права и для освоения международных латинских юридических выражений и формул

·  знать 100 профессиональных юридических терминов

·  знать 50 латинских юридических выражений

II.  Содержание курса

Тема 1. Введение

Краткие сведения об основных этапах истории Древнего Рима. Очерк истории латинского языка. Периоды развития литературного латинского языка в античную эпоху. Памятники латинской письменности и степень сохранности.

Народная латынь и возникновение из нее романских языков. Латинские заимствования в новых языках и слова с общеиндоевропейскими корнями.

Общеобразовательное значение латинского языка.

Латинские основы международной научной терминологии. Латинские юридические формулы, специальная юридическая литература на латинском языке.

Тема 2. Письмо и фонетика

Латинский алфавит. Условность современного произношения латинских букв. Дифтонги и диграфы. Долгота и краткость слогов по природе и по положению. Правила ударения.

Тема 3. Морфология

Имя существительное. Категории имени существительного. 5 склонений латинских существительных.

Имя прилагательное. Три склонения прилагательных. Степени сравнения прилагательных.

Местоимения: личные, возвратные, указательные, определительные, относительные, вопросительные, неопределенные, отрицательные. Местоименные прилагательные.

Числительные: количественные, порядковые, разделительные и числительные наречия. Согласование числительных с существительными. Римские цифры.

Глагол. Категории спряжения: лицо, число, время, наклонение, залог. Четыре спряжения. Личные окончания действительного и страдательного залогов. Образование времен инфектива и перфекта от трех основ. Наклонения: indicativus, coniunctivus, imperativus. Причастия. Gerundium. Gerundivum. Глагол esse простой и с приставками. Глаголы с особенностями в спряжении: fieri, edere, ferre, velle, nolle, malle, ire, aio, inquam.

Наречия. Образование наречий. Степени сравнения наречий.

Предлоги и их сочетания с падежами.

Отрицания. Вопросительные частицы. Междометия.

Тема 4. Синтаксис

Подлежащее и сказуемое. Сказуемое простое и основное. Наиболее употребительный порядок слов в простом распространенном предложении.

Страдательный оборот. Выражение действующего лица в нем. Nominativus и accusativus duplex.

Инфинитивные обороты: accusativus cum infinitivo, nominativus cum infinitivo.

Причастные обороты: participium coniunctum, ablativus absolutus.

Косвенная речью Синтаксис падежей.

Тема 6. Лексика

Латинские заимствования в русском языке. Латинские заимствования в западноевропейских языках.

Тема 7. Элементы латинской стилистики

Звуковые, грамматические и риторические фигуры. Тропы.

III.  Виды занятий и методика обучения по курсу «Латинский язык»

Курс состоит из 8 лекций и 4 семинарских (практических) занятий на вечернем и заочном отделениях. Три первые занятия по темам «Введение» (2 ч.), «Письмо и фонетика» построены в виде лекционного курса, после которого проводится мини-зачет по вводному курсу и фонетике. Цель лекционной части – ознакомить студентов с историей развития литературного латинского языка, его общеобразовательным значением. В вводной части рассматривается вопрос «Значение латинского языка для студента-юриста», изучаются алфавит

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
59 Kb
Скачали:
0