Управление зарубежной фирмой. Изучение современных подходов к организации управления фирмами

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ»

УПРАВЛЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИРМОЙ

Рабочая программа

по направлению 080500 «Менеджмент» и по специальности 080507  «Менеджмент организации»

Новосибирск

2005

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. ВЫПИСКА ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Дисциплина “Управление зарубежной фирмой” является специальной дисциплиной ГОС направления 521500―Менеджмент и специальности 061100 - Менеджмент организации в качестве в качестве дисциплины регионального блока.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

В условиях зарождающейся в России рыночной экономики все более очевидна необходимость изучать все положительное, что накоплено мировым опытом. Именно с таких позиций и построена структура настоящего курса.

Основной целью настоящего курса является формирование у будущего специалиста представлений о деятельности ведущих зарубежных фирм, приобретение теоретических знаний и практических навыков при анализе функционирования фирм на рынках мира.

Основными задачами учебной дисциплины являются:

в теоретической области – изучение современных подходов к организации управления фирмами;

в практической области –– овладение навыками принятия квалифицированных управленческих решений на основе изучения и анализа опыта ведущих фирм и менеджеров мирового уровня для использования их в будущей профессиональной деятельности.

Учебная дисциплина базируется на знаниях дисциплины «Сравнительный менеджмент».

1.3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

По окончанию изучения дисциплины студент должен:

–  иметь представление о современном экономическом развитии фирм; о современном уровне знаний в области менеджмента фирм; о современных тенденциях в области конкуренции; об использовании различных стратегий зарубежными фирмами разных стран;

–  знать основные положения концепций и теорий, используемых в современном управлении; принципы создания современных фирм и их структуру; конкурентные стратегии, используемые ведущими фирмами мира;

–  уметь описывать экономические ситуации развития фирмы в условиях рыночной экономики; определять конкурентное положение фирмы на рынке; выбрать тип организационных изменений, необходимых фирме для развития бизнеса.

1.4. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Текущий контроль. Основная форма занятий – лекции, консультации и выполнение контрольной работы - для студентов заочной формы обучения различных категорий.

Текущий контроль студентов заочной формы обучения производится по результатам контрольной работы, которая выполняется в соответствии с разделом  УМК «Методические указания для выполнения контрольных работ».

Итоговый контроль. Итоговый контроль усвоения знаний студентов заочной формы обучения осуществляется в форме экзамена (зачета) по теоретическому курсу, который проводится в форме контрольных заданий (письменно), в соответствии с «Внутренним стандартом».

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Количество часов

Количество часов

лекции

практические занятия

самостоятельная работ

всего часов по теме

лекции

самостоятельная работ

всего часов по теме

Тема 1. Эволюция процессов управления организациями в ХХ веке

2

1

2

5

1

3

4

Тема 2 Формы организации бизнеса

2

4

6

2

6

8

Тема 3. Фирма в рыночной экономике

2

2

2

6

2

4

6

Тема 4. Роль и место крупного и малого бизнеса в мировой системе рыночной экономики

2

2

4

8

2

10

12

Тема 5. Государство в рыночной экономике

2

2

4

8

2

8

10

Тема 6. Роль конкуренции в рыночной экономике

4

4

8

2

6

8

Тема 7. Фирмы массового производства и стратегии конкурентной борьбы

4

2

6

12

4

8

12

Тема 8. Специализированные фирмы. Стратегия дифференциации

4

2

4

10

2

8

10

Тема 9. Универсальные фирмы. Стратегия приспособления

4

2

4

10

2

8

10

Тема 10. Фирмы-пионеры. Конкурентные стратегии в сфере радикальных инноваций

4

2

7

13

3

7

10

Тема 11. Экономика как сообщество конкурирующих фирм

4

2

8

14

2

8

10

Итого                                               34        17        49     100          24        76      100

2.2. СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ

Тема 1. Эволюция процессов управления организациями в ХХ веке

Современная «революция перемен». Новые проявления перемен. Факторы достижения конкурентоспособности компаний разных стран в ХХ веке. Принципы управления современной фирмой. Факторы влияния на управление компаниями и их проявление в прошлом, настоящем и будущем.

Тема 2. Формы организации бизнеса.

Структура бизнеса. Субъекты бизнеса. Характеристика субъектов. Особенности реализации бизнеса каждым субъектом.

Тема 3. Фирма в рыночной экономике

Понятие «фирмы». История образования фирм. Функции фирмы в рыночной экономике. Классификация фирм. Единоличное владение. Партнерство. Корпорация.

Тема 4. Роль и место крупного и мелкого бизнеса в мировой системе

Похожие материалы

Информация о работе