Социальная философия. Общефилософские предпосылки: материализм, механицизм, логико-дедуктивный стиль мышления

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Содержание работы

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Лекция 4.

Социальная философия Нового времени и эпохи Просвещения

1.Социальная философия Т.Гоббса и Дж. Локка

2.Социальная философия Д.Юма и А.Смита.

3.Социальная философия французского Просвещения.

1.Социальная философия Т.Гоббса и Дж. Локка.

Томас Гоббс (1588-1679).  Основные сочинения: “Основы  философии” (“О теле”) (1655), “О человеке” (1658), “О гражданине” (1642), “Левиафан, или материя, форма и власть государства, церковного и гражданского”, (1642).

Общефилософские предпосылки: материализм, механицизм,  логико-дедуктивный стиль мышления.

Люди общаются между собой так, словно бы над ними нет никакого Бога и вечного закона. Это революционный момент его воззрений. Разум диктует человеку, что надо искать мира и следовать ему. Таков “естественный закон”.  Отсюда следует второй естественный закон: человек должен отказаться от такой части своей свободы по отношению к ним, от какой отказываются и они по отношению к нему.  Однако естественные законы не действуют в естественном состоянии. Естественное состояние- “bellum omnia contra omnes”. Выход - договор.  Через договор народ  возникает в качестве такового. (Новый момент). Однако общество неустойчиво, оно всякий миг готово рассыпаться в естественное состояние. Оно нуждается в чем-то, что удерживало бы его от распада. А это - страх. Страх каждого перед силой, заведомо превосходящей любые индивидуальные или коллективные способности. Друг перед другом люди такого страха испытывать не могут, ведь все они одинаковы. Поэтому они создаю государство, смертного бога, Левиафана, с мощью которого ничто не может сравниться. Ему дано право применения силы вплоть до наказания смертью. Государству, однако, не дано права вмешиваться в частную жизнь подданных, например, в дела веры. Не имеет оно также права непосредственно вмешиваться в  торговлю, промышленность,  вообще во все проблемы, которые  подданные  способны  разрешить сами.  Тем самым выявлена неполитическая организация общества. (Гражданское общество).

Внутри государства существует множество групп, объединенных общим интересом или общим делом. Группы делятся на упорядоченные и неупорядоченные. Упорядоченные - те, в которых один человек или собрание людей выступают в качестве представителей всей группы. Все остальные - неупорядоченные.  Предложил довольно сложную классификацию групп.

Заслуги Гоббса. 1)Впервые отделил проблемы социальной философии от  проблем широкой космической или теологической взаимосвязи. 2)Впервые выделил неполитическую организацию общества,  поставив тем самым проблему взаимодействия гражданского общества и государства. 3)Поставил ключевую проблему социальной философии: как возможен социальный порядок.

Джон Локк (1632-1704). Основное произведение - “Опыт о человеческом разумении” (1690). (Писалось 15 лет - с 1671 по 1786). Социальная философия изложена в основном в работе “Два трактата о правлении”. По форме - блестящий памфлет против книги английского роялиста Роберта Филмера “Патриарх, в которой доказывается одновременно два взаимоисключающих утверждения: “Всякое правление есть абсолютная монархия” и “Ни один человек не рождается свободным”. Оба тезиса опровергаются с помощью ссылок на Священное Писание.  Основополагающий принцип “Писание не говорит бессмыслицы”. Локк разбирает аргументы  Филмера и приходит к выводу о том, что  каждый человек в естественном состоянии свободен и нет  никакой политической власти, берущей начало от  Бога. "Великий вопрос, который во все века мучит человечество и навлек на него большую часть тех несчастий, в результате которых разорялись города, опустошались страны и нарушался мир на  земле, состоит не в  том, должна ли быть власть в мире и откуда она появилась, а в том, кто должен ее иметь".  Вторая часть книги содержит ответ на  вопрос о том, откуда появилась власть. Начальное состояние общества - "естественное состояние". Оно понимается как "состояние свободы" и "состояние  равенства".  В отличие от Гоббса, не понимает "естественное состояние"  как войну всех против всех. Война возникает как разложение естественного состояния. "Избежать состояния войны - вот главная причина того, что люди образуют общество и отказываются от естественного состояния". Но почему общество оказывается на грани войны?  Потому что  люди трудятся,  растет народонаселение, поголовье скота. Люди вынуждены  устанавливать границы своих территорий. В естественном состоянии все свободны и равны, но в нем имеется три недостатка: 1)не хватает установленного известного закона, 2)не хватает знающего и беспристрастного  судьи, 3)нет силы, которая могла бы поддержать и подкрепить справедливый договор и привести его в исполнение. В "политическом состоянии" выделяет  пять форм правления: 1)демократия, 2)олигархий, 3)монархия, 4)наследственная монархия, 5)выборная монархия. Переход от естественного состояния к  государственному устройству не означает потери прав и свобод граждан (как у Гоббса), а напротив, их надежное и  гарантированное  определение. Узурпация власти есть нарушение договора.  В этом случае народ имеет право свергнуть тирана. В качестве третейского судьи между народом и тираном выступают законы природы или божественная воля.

2.Социальная философия Д.Юма и А.Смита.

Похожие материалы

Информация о работе