Социальная философия. Общефилософские предпосылки: материализм, механицизм, логико-дедуктивный стиль мышления, страница 2

Давид Юм (1711 - 1776). Общество появляется до возникновения  государства. Источник возникновения государства - внешний, а именно -  из необходимости защиты от агрессии со стороны других обществ. Общество скрепляется не договором, а  привычкой. А привычка возникает на основе интереса и, прежде всего интереса в самосохранении и удовлетворении его насущных потребностей. Общество выгодно людям, его составляющим, так как отвечает их изначальным интересам. "Благодаря объединению сил увеличивается наша трудоспособность, благодаря разделению труда у нас развивается умение работать, а благодаря взаимопомощи мы меньше зависим от превратностей судьбы и случайностей. Выгода общественного устройства   состоит именно в этом приумножении силы, умения и безопасности".  Из выгоды возникают соглашения, которые дают возможность гарантировать каждому члену общества его собственность, имеющую тенденцию к возрастанию. Людей связывает в общество взаимность интересов. Люди проникаются чувством взаимной выгоды,  это и есть чувство справедливости. Справедливость не устанавливается в результате договора, как у Аристотеля, а возникает как общее моральное чувство.

Государство изобретено людьми с целью противодействия насилия. Государство имеет право применять силу  для восстановления справедливости.

Адам Смит (1723-1790).  Главный труд "Исследование о природе и причинах богатства народов". Область труда и трудового взаимодействия  частных лиц - это сфера общества в узком смысле слова. Государь же выполняет только три обязанности: 1)ограждает общество от насилия и от внешней агрессии, 2)ограждает каждого члена общества от обязанности руководить трудом частных лиц и направлять его к занятиям, более соответствующим интересам общества, 3)создавать и содержать определенные общественные сооружения и учреждения, создание и содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или небольших групп.

Типологизация обществ. 1)Варварское общество. Существует в "охотничий" период  развития общества. 2)Цивилизованное общество. Первая фаза - пастушеская эпоха;  вторая фаза - мануфактурно-промышленная  эпоха. Уточняя, определи пастушескую эпоху как общество переходного типа. В цивилизованном обществе появляются классы. Они различаются по уровню дохода и по различному толкованию морали. Мораль бедных классов более сурова. 

Общий  ход рассуждений у Гоббса, Локка, Юма, Смита -  социологическая робинзонада.  Источник - реальная атомизация, возникшая на определенной ступени развития.  Атомизация - результат разложения традиционного общества.

3.Социальная философия французского Просвещения.

Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755). Основные труды "Размышления о величии  и падении римлян" и "О духе законов" (1748).

Идеи. 1)Принцип разделения властей, 2)принцип географического детерминизма. Выводы о влиянии климата на законы фактически неверны. (Индийцы лишены мужества). Сам принцип интересен.

Естественные законы - "мир",  "стремление добывать себе пищу", "просьбу, обращенную одним человеком к другому", "желание жить в обществе".

Жан-Жак Руссо (1712-1778). Основные сочинения - "Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов" (1750), "Рассуждение о происхождении и основании неравенства между людьми" (1755), "Об общественном договоре" (1772).

Резко критиковал современное ему общество, противопоставляя ему "естественное состояние", а также идеальную модель общественного устройства.  Рассуждал в основном дедуктивно, хотя и с привлечением обширного фактографического материала.  Продолжил традицию робинзонад.

Отправной пункт рассуждений - естественное состояние. Человек живет в гармонии с природой. Но появление частной собственности положило конец естественному состоянию и  начало состоянию политическому. Люди заключают договор. Он состоит в том, что "каждый из нас передает в общее достояние и ставит под высшее  руководство общей воли свою личность и все свои силы, и в результате для нас всех вместе каждый член превращается неразрывную часть целого. <...>  По Общественному договору человек теряет свою естественную свободу и неограниченное право на то, что его прельщает и чем он может завладеть; приобретает же он свободу гражданскую и право собственности на все то, чем обладает".  Любые правители - только уполномоченные народа, наследственное  единовластие - сама извращенная форма правления. Изменение формы правления - компетенция народа как суверена, в любой момент правомочного отказаться от любого законодательного решения и принять новое. Идеал Руссо - небольшие государства, в которых граждане могут непосредственно осуществлять волеизъявление и контролировать уполномоченных правителей. Чтобы предотвратить неравенство в правах, следует обеспечить имущественное неравенство  и запретить роскошь.

В чем  заключается “естественное состояние” с точки зрения Т.Гоббса?

Почему,  с точки зрения Гоббса,  возникает государство? Какова роль государства в обществе?

В чем состоят теоретические заслуги Гоббса?

Чем локковская трактовка  “естественного состояния” отличается от  трактовки Гоббса?

Какие формы  правления выделяет Локк в “политическом состоянии”?

В чем состтоит отличие взглядов Юма на  происхождение государства от взглядов Локка и Гоббса?

Каковы обязанности государя с точки зрения А.Смита.

Какие типы  обществ выделяет А.Смит?

Каковы основные идеи Монтескье?

Как понимал природу “Общественного договора Ж.-Ж.Руссо?