Психолого-педагогические основы развивающего обучения. Развитие – философская категория, выражающая процесс движения, изменения целостных систем

Страницы работы

Фрагмент текста работы

возникает необходимость в переносе упора в обучении на процессуальную сторону психики. Во II типе р.о. единицей развития становится способ деятельности, а полнота и качество его усвоения – показателем уровня развития.

III. В III типе р.о. создается определенная связь между содержанием и деятельностью. Знания здесь не являются объектом усвоения, а являются лишь средством усвоения нового способа деятельности или действия. При этом способ деятельности конструируется учеником самостоятельно.

IV. В IV типе р.о. познавательная деятельность ребенка должна быть обязательно мотивированной личностно – значимой. Цель деятельности должна ребенком не только осознаваться, но и фиксироваться с помощью какого-либо средства материализации.

Такое осознание цели и фиксации ее станут возможны, если ребенок, оценив действия в заданной ситуации, осознает противоречие, для выхода из которого ему и потребуется новый способ деятельности. Для выделения способа деятельности, ему потребуется знания, структурирование специальным образом. В этом типе р.о. понятия «усвоение» и «развитие» содержательно и процессуально расходятся. Усвоение характеризуется появлением в сознании ребенка запланированных знаний и способов (достижение целей обучения).

          Развитие характеризуется появлением новообразований, не являющихся прямым результатом педагогического воздействия, а являются результатом «внутренней» работы, результатом самодвижения. Эти новообразования могут быть как содержательными (выводы, суждения, умозаключения, первоначальные понятия), так и процессуальными (ориентация, мотивация, самоконтроль, самооценка, целеполагание, абстрагирование, конкретизация, эмоции, воля и т.д.).

Именно IV тип р.о. А.И. Подольский считает истинно развивающим обучением и определяет его таким образом: «развивающим следует считать такое обучение, которое создает условия для запуска внутренних факторов психики человека, благодаря которому возникают новообразования, не являющиеся прямым результатом педагогического воздействия».

Системы  развивающего обучения в начальной школе.

В 50-ых годах в нашей стране сложились два коллектива, исследовавших развивающее обучение.

1) Система  Л.В. Занкова;

2) система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

I система: В качестве показателей, свидетельствующих о психическом развитии младших школьников были выбраны: наблюдение, мышление, практические действия по изготовлению данного предмета, уделялось большое внимание развитию литературного творчества, возбуждению самостоятельной ищущей мысли, связанной с эмоционально-волевой сферой. 

Данная система строилась на пяти принципах:

1.  обучение на высоком уровне трудности;

2.  ведущая роль теоретических знаний;

3.  изучение материала быстрым темпом;

4.  осознание школьниками самого процесса учения;

5.  систематическая работа над развитием всех.

Новизна системы:

а) на первое место ставилось не усвоение программных знаний и умений, а общее развитие всех учащихся;

б) изменилось содержание: исключен материал, усвоение которого не требует умственных усилий; в) потребовались такие методы обучения, которые активизируют внутреннюю психическую деятельность учащихся и делают процесс учения личностно-значимым и переживаемым; г) изменилась атмосфера на уроке, характер отношений между учителем и учеником.

К сожалению, на практике его дидактическая система не была полностью реализована. Л.В. Занков не успел создать надежных средств реализации модели своей системы р.о. Его идеи реализуют: Истомина Н.Б., А.Г. Ванцян, Кудравцев В.Т. и др.

II система. В качестве основных новообразований, характеризующих развитие школьника, взяты: учебная деятельность; теоретическое мышление; произвольное управление поведением.

Д.Б. Элькониным установлен закон возрастной периодизации ведущих типов деятельности, согласно которому ребенок приходит в школу со сформированной до высшего уровня игровой деятельностью – ролевой игрой. Поэтому именно в младшем школьном возрасте учебная деятельность должна стать тем новообразованием, которое отличает школьника от дошкольника.

Под учебной деятельностью в данной теории понимается не любая

Похожие материалы

Информация о работе