Личностный подход на уроке математики. Новизна системы

Страницы работы

Содержание работы

18. Л.О. подход на уроке мат-ки.

 Обучение – всегда передача знаний. В содержании этого термина разные учённые вкладывают разный смысл: 1. реализация индивид. подхода ч-з организацию обучения и предъявления учебного материала; 2. другие связывают Л.О.О. с инновационным процессом.

Л.О. обр-ем в совр. пед-ке наз-ют образ-е, обеспечив-е разв-е прежде всего тех кач-в лич-ти, кот. помогут чел-ку стать хозяином своей жизни, своей деят-ти, занять в ней актив.позицию. Л.О.О. должно обеспечить развитие и саморазвитие исходя из индивид. особенностей ученика . Особенность Л.О.  обр-я состоит в чрезвыч. повышенном внимании к воспит. ребенка. Л.О. обр-е ставит след. задачи: 1. личностный рост, 2.развитие субъект-ти (индивид.), 3. самораз-е уч/ся. Саморазвитие – целенаправленное, многоаспектное самоизменение личности с целью ее максимального духовно-нравственного и деятельностно-практического самообогащения и саморазвертывания.

Образовательный процесс Л.О.О. предоставляет каждому ученику опираться на его способности, склонности, интересы, возможность реализовать себя в учебной деятельности, поведении. Криториальная база Л.О.О. учитывает не только уровень достигнутых ЗУНов, но и сформированность определенного инелекта. Облученность и образованность понятия не тождественные. Облученность ч-з ЗУН обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в об-ве. Образованность, как совокупность ЗУН является важнейшим средством в становлении духовных и интеллект. качеств. Образованность формирует индивид. восприятие мира, возможность его творческого преобразования, широкое использование опыта, собственные взгляды, мировоззрение.  Л.О.О. строится на принципе вариативности, т.е. на разнообразии методов и подходов. Л.О. педагогика строит процесс обучения и восприятия исходя в основном из признания ведущей роли внешних воздействий (роль педагога, роль коллектива). Л.О.О. рассматривает индивид. особенности и их развитие ч-з обучаемость. Н-р с-ма Занкова. Построена на 5 принципах:  1. обучение ведётся на высоком уровне трудности; 2. ведущая роль отводится теоретич. знаниям; 3. изучение материала быстрыми темпами; 4. осознание школьниками самого процесса обучения; 5. систематич. работа над развитием всех качеств. Новизна с-мы: а) на 1 место ставится не усвоение программных ЗУНов , а общее развитие учащихся; б) изменилось содержание: искл. материал усврение кот.  не требует умственных усилий; в) потребовались такие методы обучения кот. активизируют внутреннюю психич. деят. учащихся  и делают процесс учения личностным значимым и переживаемым;  г) изменилась атмосфера на уроке и характер отношений м-ду учителем и учеником ( ученик – объект изучения).      Личностный подход понимается как опора на личностные кач-ва. (напр-ть лич-ти, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформир-ся уст-ки, доминирующие мотивы деят-ти и пов-ния. Л.О.  подход  не предполагает исключительную работу одного учителя с одним учеником или выбор учеником учителя, предметов для изучения, режима и форм работы, учебников и в условиях классно-урочной системы Л.О. образование невозможно.

Только ориентация на развитие тех способеностей, которые позволяют человеку становиться человеком, быть «причиной себя», самоопределяться и саморазвиваться, делают образование Л.О.

Принцип личн-го подхода в восп-нии требует, чтобы педагог: 1)постоянно изучал и хорошо знал инд.особ-ти темпер-та, черты хара-ра, взгляды, вкусы, привычки своих восп-ов; 2)умел диагн-ть и знал реальный уровень сформированное таких важных личностных кач-в, как образ мышления, мотивы, интересы, устан-ки, направленность лич-ти, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие; 3)постоянно привлекал каждого уч-ся к посильной для него и все усложняющейся по трудности уч деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; 4)своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели 5)максимально опирался на собственную активность личности; 6)сочетал воспитание с самовоспитанием лич-ти, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания; 7)развивал самостоятельность, инициативу, с/деятельность уч-ся, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деят-ть.

В числе инд. особенностей, на кот. надо опираться чаще других выделяются особ-ти воспр., мыш-ния, памяти, речи, хар-ра, темп-та, воли, при массовом вос-нии детально изучать эти особ-ти трудно, педагог, если он желает добиться успеха, вынужден идти на дополн затраты времени, энергии, средств.

Учитывая возросший уровень знаний современных шк-ков, их разнообразные интересы, учит-ль и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей. Понять глубинные хар-ки лич-ти по внешним актам пов-ния сложно, нужно, чтобы сам уч-ся помогал пед-гу. Это кратчайший и верный путь диагностики глубинных качеств.

Наличие ПК с индивид.прог-ми обуч-я, вариат-ть образов-х прог-м, обеспеч.красив-ми уч-ками, пособиями, роскош-ми нагляд.ср-ми знач-но больше возмож-й в развитии субъек-ти чем мел и тряпка. ТОЛЬКО ОРИЕНТ-Я НА РАЗВ-Е ТЕХ СПОС-ЕЙ, КОТ. ПОЗВ-ЮТ ЧЕЛ-КУ СТАН-СЯ ЧЕЛОВЕКОМ, БЫТЬ ПРИЧИНОЙ СЕБЯ, САМООПРЕД-СЯ САМОРАЗВ-СЯ ДЕЛАЮТ ОБР-Е  Л.О.

Л. О. образование можно рассматривать как одну из разновидностей развивающего образования. Согласно утверждениям В.В. Давыдова и И.Я. Лернера, развивающим образованием (Р.О.)может считаться то, которое построено на основе ведущей деятельности конкретного возрастного периода, определяющей возникновение и развитие соответствующих психических новообразований.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
561 Kb
Скачали:
0