Философия культуры. Максимальный вариант. Человек как субъект культурно-исторического процесса, страница 6

Новое возникает не на пустом месте, а содержит в себе в снятом виде предшествующие достижения человечества, являясь в этом смысле плодом деятельности всего рода "человек". Творец опирается на достижения прошлых  эпох и дает толчок для  творчества на основе его результатов. Социально-значимое творчество есть распредмечивание исторического опыта человечества, ориентированное на решение вставшей перед обществом проблемы. Оно тем самым выступает как формирование способности человека ставить и решать эту проблему, т.е. как формирование самого человека – субъекта. В свою очередь, приобретая предметную форму,  воплощаясь в ценности, произведении и т. п., творческая деятельность – если она действительно социально значима – становится элементом исторического опыта человечества, т.е. может быть распредмечена  другими людьми. Такая деятельность, следовательно, всегда несет в себе элементы всеобщности, т.е. вне зависимости от непосредственного предмета творческого действия и даже от того, осознается или не осознается это субъектом, всегда выступает в качестве творчества социального, "делания" истории.

Это всеобщее содержание творческой деятельности и аккумулируется в культуре, составляя ее сущность как процесса универсального освоения человеком мира. Развитие общества предстает одновременно как процесс естественноисторический и культурно-исторический, а сама культура – как реализация совокупных творческих сил общества, как концентрированное выражение активного начала в истории и в этом смысле – как содержание исторического прогресса.

4.Культура и развитие человека в конкретно-исторических формах общения.

В реальном культурно-историческом процессе всеобщее существует лишь в отдельном, через отдельное. В культуре это наиболее очевидно проявляется в ценностях имеющих непреходящее значение. Подлинная ценность культуры содержит в опредмеченной форме неповторимый мир личности в ее целостности, во всем многообразии ее конкретных связей.

Тот или иной результат творческой  деятельности становится фатом культуры только в контексте истории, если он социально ориентирован на формирование, развитие человека. Тогда этот результат продолжает жить и развивается в деяниях других людей.  Но не как  мертвый факт, а как приглашение к сотрудничеству и соавторству.

Творения культуры всегда личностно окрашены, независимо от того, рассчитаны они на восприятие миллионов или единиц. Они могут существовать как творения культуры  только в процессе освоения, т.е. воплощения содержащегося в них духовного богатства в способностях и деятельности людей. Культура, иначе говоря, обязательно предполагает межличностное общение. Такое общение имеет специальное название "распредмечивание".

В свете этого культура может быть определена как социально значимая творческая деятельность, представленная в диалектической взаимосвязи ее результатов (опредмеченных в ценностях, нормах, традициях, знаковых и символических системах и т.д.) и ее процессуальности, предполагающей освоение (распредмечивание) людьми уже имеющихся результатов предшествующего творчества, т.е. превращение богатства опыта человеческой истории во внутреннее богатство индивидов, вновь воплощающих его содержание в своей социальной деятельности, направленной на преобразование действительности и самого человека.

Значит, творения культуры имеют всеобщее значение в том смысле, что оно раскрывается с течением времени, в деятельности последующих поколений. Культура непрерывна, но по видимости дискретна. Это им побуждает определять ее либо как совокупность ценностей, либо как совокупность творческих актов.

На определенной стадии развития  часть индивидов обрекается на выполнение рутинных, нетворческих видов труда. Без конвейера невозможно обойтись. И хотя результат их коллективного действия имеет значение культурного продукта, сама себе деятельность сборщика на конвейере носит нетворческий и, следовательно, внекультурный характер.

Если, таким образом, всеобщее содержание творческой деятельности составляет сущность культуры, то в конкретном бытии культуры каждого общества это всеобщее предстает, лишь будучи опосредовано особенным – наличной социальной реальностью, в зависимости от которой отдельное (деятельность живущих в этой реальности индивидов) придает закономерностям общественного развития тот или иной особенный облик в конкретных исторических событиях и фактах.